2017 - год Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Уроки 100-летия

26 сентября-день памяти новомучеников Стефана Костогрыза и Александра Аксенова

Отправлено пользователем Татьяна Логинова

Священники Стефан Костогрыз и Александр Аксенов служили в разных епархиях: отец Стефан служил в Одесской области, в 1935 году был обвинен в том, что живет рядом с Румынской границей и может сбежать из Советского Союза и приговорен к 7 годам лагерей, а отец Александр служил в Нижегородском крае Вятской области и был приговорен сначала к 3 годам ссылки, затем к 10 годам лагерей за "хранение проповедей контрреволюционного содержания". В 1937 году оба они оказались в Карлаге в Казахстане. Здесь на двух священников завели одно "групповое дело", и по обвинению в систематической контрреволюционной агитации среди заключенных приговорили к расстрелу. Расстреляли их вместе в 1-ом Волковском отделении Карлага НКВД 26 сентября 1937 года.

23 сентября - день памяти новомученицы Татианы Гримблит

Отправлено 22 сент. 2017 г., 6:29 пользователем Татьяна Логинова   [ обновлено 22 сент. 2017 г., 6:29 ]

Мученица Татиана родилась 14 декабря 1903 года в городе Томске в семье служащего акцизного управления Николая Гримблита. Образование Татьяна получила в Томской гимназии, которую она окончила в 1920 году. В этом же году скончался ее отец, и она поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи». Воспитанная в глубоко христианском духе, желая подвига и взыскуя совершенства в исполнении заповедей Господних, она, едва окончив школу, посвятила свою жизнь помощи ближним. В 1920 году завершилась на территории Сибири гражданская война и начались репрессии против народа, а вскоре и сама Сибирь с ее обширными пространствами стала местом заключения и ссылок. В это время благочестивая девица и ревностная христианка Татьяна постановила себе за правило почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах города Томска, менять на продукты и вещи и передавать их заключенным в Томскую тюрьму. Приходя в тюрьму, она спрашивала у администрации, кто из заключенных не получает продуктовых передач, – и тем передавала.

В 1923 году Татьяна повезла передачи нуждающимся заключенным в тюрьму в город Иркутск. Здесь ее арестовали, предъявив обвинение в контрреволюционной деятельности, которая заключалась в благотворительности узникам, но через четыре месяца ее освободили. В 1925 году ОГПУ снова арестовало Татьяну Николаевну за помощь заключенным, но на этот раз ее освободили через семь дней. После освобождения она по-прежнему продолжала помогать заключенным. К этому времени она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири.

Ее активная благотворительная деятельность все более привлекала внимание сотрудников ОГПУ и все более раздражала безбожников. Они стали собирать сведения для ее ареста, которые в конце концов свелись к следующей характеристике подвижницы, ставшей со временем всероссийской благотворительницей: «Татьяна Николаевна Гримблит имеет связь с контрреволюционным элементом духовенства, которое находится в Нарымском крае, в Архангельске, в Томской и Иркутской тюрьмах. Производит сборы и пересылает частью по почте, большинство с оказией. Гримблит во всех тихоновских приходах имеет своих близких знакомых, через которых и производятся сборы».

В начале тридцатых годов поднялась очередная волна безбожных гонений на Русскую Православную Церковь, когда были арестованы несколько десятков тысяч священнослужителей и мирян. Сотни их были арестованы и в Москве, и среди них 14 апреля 1931 года была арестована и Татьяна. Через несколько дней следователь допросил ее. Она рассказала, что действительно помогала ссыльным и заключенным, но только она, особенно вначале, помогала всем заключенным, вовсе не интересуясь, церковные это люди или нет, и даже по политическим ли они осуждены статьям или по уголовным, для нее было важно только то, что они нуждались и не имели того, кто бы им помогал.

30 апреля 1931 года Особое Совещание приговорило Татьяну Гримблит к трем годам заключения в концлагере, и она была отправлена в Вишерский исправительно-трудовой лагерь в Пермской области. Здесь, в лагере, она изучила медицину и стала работать фельдшером, что как нельзя лучше соответствовало выбранному ею подвижническому пути – беззаветному служению ближним. В 1932 году она была освобождена с запретом жить в двенадцати городах на оставшийся срок. Местом жительства она избрала город Юрьев-Польский Владимирской области. После окончания срока в 1933 году, Татьяна Николаевна поселилась в городе Александрове Владимирской области и устроилась работать фельдшером в больнице. В 1936 году она переехала в село Константиново Московской области и стала работать лаборанткой в Константиновской районной больнице.

Работая в больнице, и зачастую много больше, чем ей полагалось по ее обязанностям, она почти все свои средства, а также и те, что ей жертвовали для заключенных верующие люди, отдавала на помощь находящемуся в заключении духовенству и православным мирянам, со всеми ними ведя активную переписку.

22 сентября тройка НКВД приговорила Татьяну к расстрелу. На следующий день она была отправлена в одну из Московских тюрем, где перед казнью с нее была снята фотография для палача. Татьяна Николаевна Гримблит была расстреляна 23 сентября 1937 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 

19 сентября - день памяти новомученика Димитрия Спасского

Отправлено 18 сент. 2017 г., 5:58 пользователем Татьяна Логинова   [ обновлено 18 сент. 2017 г., 6:00 ]

Священномученик Димитрий Спасский родился в 1877 году в Вологодской губернии, в Усть-Сысольском уезде, в селении Койгородок в семье священника Вассиана Дмитриевича Спасского. Закончив Духовную Семинарию, Дмитрий Вассианович стал работать законоучителем в земском училище, учителем пения в церковно-приходской школе, и служить псаломщиком в Троицком соборе города Усть-Сысольска. Женившись на дочери священника Анне Ивановне Покровской, Дмитрий Вассианович был рукоположен в сан священника, в их семье родилось четверо детей. Служить отец Дмитрий стал в Спасской церкви села Усть-Нем. Его прихожане были по национальности коми, плохо понимающие церковнославянский язык богослужения. Отец Дмитрий ежедневно произносил проповеди на зырянском языке, и священника за это очень любили. Он также продолжал работать учителем в нескольких школах и был депутатом округа по следственным и хозяйственным делам.

В 1918 году из Усть-Сысольска в Троице-Печорск по приказу ЧК был направлен карательный отряд красноармейцев. Он поднимался по реке Вычегде на пароходе с названием «Доброжелатель». Отряд остановился в селе Усть-Нем 15 сентября. Начался погром, пьяные красноармейцы врывались в дома, грабили, тут и там раздавалась стрельба. Отец Дмитрий, как обычно, отправился в церковь совершать вечернее богослужение. После службы он прочел проповедь для зырян, которые всегда наполняли его храм, чтобы послушать наставления священника. В тот день отец Дмитрий сказал, что этим бесчинствам скоро будет положен конец и Бог всем воздаст по заслугам.

Во время проповеди в храм вошли солдаты, которые не знали зырянского языка, они подошли к отцу Дмитрию и приказали объявить народу, что пришла Советская власть, и если ей не будут подчиняться, то будет плохо. Священник им ничего не ответил. Молча собрался и вышел из церкви.

Поздно вечером в его дом ворвались несколько солдат. Главный из них громко приказал: «Одевайся, поп!». Другие стали все кругом переворачивать. Матушка Анна бросилась к отцу Дмитрию со словами: «На кого ты нас оставляешь!».

«Бог вас не оставит», - были его последние слова.

На следующий день к осиротевшей семье священника вновь явились красноармейцы и велели освободить дом, оставив в нем и все свое имущество. Анна Ивановна, в чем была, собрала четверых детей, и они вышли на улицу.

Отец Дмитрий был доставлен на пароход и привязан к корме. Красный отряд двинулся дальше по реке. В пути священника пытали и допрашивали. Также по дороге составили обвинение: «произносит проповеди против Советской власти, называя ее властью грабительской». Командир карательного отряда Мандельбаум впоследствии послал донесение в город Котлас о том, что «заседание Усть-Сысольской ЧК [состоявшееся прямо на пароходе] решило: приговорить священника Спасского к расстрелу, что и было немедленно приведено в исполнение».

Расстреляли отца Дмитрия Спасского на четвертый день после ареста, казнь производили в районе села Помоздино.

Местные крестьяне рассказали дочери священника о его последних днях: «Красноармейцы все время били его нагайками – за то, что он не отрекся от веры Христовой, а он называл их слугами сатаны. Пароход остановили под утро на безлюдном месте. На опушке леса велели батюшке выкопать себе могилу. Да, видать, не глубоко смог он выкопать... Когда расстреляли его и забросали яму песком, дождь, ливший целый день, размыл песок, и кисть руки торчала из могилы...». Через три дня после расстрела матушка Анна вместе с жителями соседних сел перевезла тело мужа в село Помоздино, где отец Дмитрий был похоронен на местном кладбище. Отпевание совершил настоятель Помоздинской Богородице-Рождественской церкви отец Алексий Тюрнин (впоследствии также расстрелянный). На могиле новомученика установили крест, только побоялись на кресте написать его имя.

Впоследствии на территории этого старого кладбища, находившегося в центре села, было построено здание райисполкома.

16 сентября- день памяти новомученика Пимена

Отправлено 15 сент. 2017 г., 6:08 пользователем Татьяна Логинова   [ обновлено 15 сент. 2017 г., 6:25 ]

Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский (в миру Пётр Захарьевич Белоликов) родился в 1879 году в селе Васильевское в Новгородской губернии в большой благочестивой семье священника Захария Ивановича Белоликова.

По окончании Новгородской Духовной Семинарии, Пётр Белоликов продолжил обучение в Киевской Духовной Академии, которую закончил в 1904 году. Ещё студентом он принял монашеский постриг с именем Пимен. По окончании Академии он получил благословение на миссионерскую деятельность.

Он просвещал светом православия осетин, овладел древнесирийским и новосирийским языками, а также тюркскими наречиями, и проповедовал православие среди сирийских несториан на их родном языке.

С 1914 года отец Пимен служил в Перми в должности ректора Пермской Духовной Семинарии.

Однако, ради использования миссионерских талантов молодого подвижника в Персии (нынешнем Иране), в 1916 году в Петрограде в Казанском соборе состоялась епископская хиротония архимандрита Пимена (Белоликова) с назначением на приграничную Салмасскую кафедру в Персии. Преосвященный Андроник (Никольский), епископ Пермский и Соликамский, подарил ему свою панагию, с которой епископ Пимен не расставался все оставшиеся ему два года жизни.

38-летний епископ прибыл в город Верный в 1917 году. Он возобновил традицию народных чтений и бесед, в которых объяснял собравшимся современное положение в России. Владыка давал весьма сдержанные оценки Февральской революции, а с приходом к власти большевиков деятельный и монархически настроенный архипастырь был обречён на гибель. Его авторитет был так велик, что большевики всерьез опасалась «двоевластия» в Семиреченске.

Вечером 16 сентября 1918 года в покои епископа Пимена ворвались красноармейцы для ареста епископа. Оскорбляя и унижая святителя, они потребовали ехать с ними. После раздумий владыка подчинился. Его посадили на тачанку и увезли в загородную рощу. Даже бойцы карательного отряда, вызванного в город Верный для «наведения революционного порядка», долго не решались выстрелить в святителя. Убил владыку выстрелом в упор известный в городе бандит.

Духовенство, которому владыка велел звонить в колокола, чтобы поднять народ, в случае долгого своего отсутствия, - не выполнило просьбы своего архипастыря.

На другой день православный народ вышел на улицы города с требованием выдать тело убитого архиерея. Демонстрацию разогнали с помощью оружия. Тело убитого священномученика, лежащее на поляне в роще, нашли дети, собиравшие там орехи. Православные верующие ночью тайно погребли епископа Пимена рядом с кафедральным собором города Верного.

14 сентября - день памяти новомученицы Наталии Козловой

Отправлено 13 сент. 2017 г., 6:35 пользователем Татьяна Логинова   [ обновлено 13 сент. 2017 г., 6:37 ]

Святая мученица Наталия (Наталия Ивановна Козлова) родилась 12 сентября 1895 года в благочестивой крестьянской семье села Чурики Скопинского уезда Рязанской губернии.

В семье, имевшей пятерых детей Наталия была младшим ребенком. Родители смогли привить своим детям традиционное крестьянское трудолюбие, любовь к Богу и Церкви, дать возможное - для крестьянских детей того времени - образование. Так, Наталия успешно окончила трехклассную сельскую школу, была грамотной и с большим интересом читала Книги Священного Писания и духовную литературу. Она старалась не пропускать ни одного церковного богослужения. О благочестии крестьянской семьи Козловых говорит и тот факт, что одна из сестер святой мученицы Наталии - Матрона - приняла монашеский постриг.

Когда Наталия достигла совершеннолетия, она была выдана замуж, за своего односельчанина Степана Козлова — человека трудолюбивого и глубоко верующего. В браке у них родилось восемь детей.

Русская крестьянская семья Козловых жила исключительно своими молитвами и трудами. Они имели надел земли, домашнюю скотину и все необходимое для земледельческих трудов. В зимние месяцы глава семьи занимался отхожим промыслом - он имел в Москве свою небольшую торговлю готовым платьем.

Но неумолимо сгущались тучи над Русской землей. Россия погружалась в ужасную пропасть богоборчества, неверия и безбожия.

К 1935 году из восьми детей Козловых в живых осталось только четверо. То время было страшным и смутным, но приближались еще более тяжкие времена. Один из ныне здравствующих сыновей Наталии Ивановны — 79-летний Александр Степанович — пишет: «В те далекие, чудовищно трагические годы пострадала и наша матушка Козлова Наталия Ивановна, мать восьми детей, в воспитание которых она вкладывала свое горячее сердце и добрую искреннюю душу. С великой благодарностью мы храним ее материнское тепло, заботу и ласку.

Глубоко, очень глубоко, неизлечимо ранимы остались наши детские души, после потери родителей. В 1935 году, в январе месяце отняли у нас дорогого нам папашу, нас осталось в то время четверо несовершеннолетних детей с искалеченными судьбами. Застрелили папу местные руководители (коммунисты) за то, что он их покритиковал на общем собрании селян, за их творимое безобразие».

Однако святая мученица Наталия в это скорбное для семьи и для всей нашей страны время явила собой образец непоколебимой веры, исповедничества, надежды на милость Божию и, изливая неиссякаемую любовь к ближним, старалась утешить и своих детей и отчаявшихся односельчан. Она была выбрана сначала казначеем, а затем и старостой Богоявленской церкви села Чурики. За усердные труды на пользу Святой Церкви 26 июня 1935 года она была награждена благословенной Почетной грамотой правящего архиерея. На должности казначея и старосты своего родного приходского храма Наталия Ивановна несла большие труды по обеспечению всем необходимым для совершения богослужений. Она почти каждую неделю ездила в Москву, где приобретала церковные свечи и кагор, у себя на дому пекла просфоры.

В декабре 1936 года в Чуриках было организовано массовое шествие более 200 человек верующих к сельскому совету, с требованием освободить из-под ареста священника Евгения Светлова, бывшего настоятеля Богоявленской церкви их родного села.

Такая активная деятельность святой мученицы Наталии, как церковной старосты, не «соответствовала» разрушительным планам новых властителей России. По их понятиям, слишком активны были церковники в Чуриках.

Постановление УНКВД по Московской области (в то время Рязанщина входила в Московскую область на правах района) от 14 августа 1937 года гласило: «Гражданку Козлову Наталью Ивановну привлечь в качестве обвиняемой по ст. 58 п. 10 УК, мерой пресечения... избрать содержание в Скопинской тюрьме».

Предъявленные ей обвинения в антисоветской и контрреволюционной деятельности Наталия Ивановна категорически отрицала.

Вместе со святой мученицей Наталией были арестованы члены Церковного Совета Богоявленской церкви села Чурики Василий Матвеевич Абрамкин и Василий Данилович Орлов. Уже 16 августа 1937 года все они были переправлены в Таганскую тюрьму, где 10 сентября того же года Постановлением заседания Тройки УНКВД СССР по Московской области им был вынесен приговор, определяющий высшую меру наказания - расстрел.

Этот приговор был приведен в исполнение 14 сентября 1937 года вблизи поселка Бутово Ленинского района Московской области на огражденной территории полигона НКВД СССР.

Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года церковная староста Богоявленского храма села Чурики Наталия Ивановна Козлова включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

12 сентября- день памяти новомученика Аполлинария

Отправлено 11 сент. 2017 г., 8:16 пользователем Татьяна Логинова   [ обновлено 11 сент. 2017 г., 8:16 ]

Иеромонах Аполлинарий – в миру Афанасий Семенович Мосалитинов – родился в 1873 г. в семье крестьянина Курской губернии Грайворонского уезда Крюковской волости. Он получил домашнее образование. В августе 1901 г. поступил в Верхотурский Николаевский монастырь, а в 1903 г. по прошению был определен в братство монастыря. В 1904 г. по мобилизации Афанасия призвали на действующую военную службу. Через два года, по увольнении с военной службы, его снова приняли в число братии. 27 марта 1908 г. Афанасий был пострижен в монашество с именем Аполлинарий настоятелем монастыря иеромонахом Ксенофонтом (Медведевым).

В сентябре 1910 г. рукоположен в иеродиакона. Аполлинарий весьма усердно нес послушание на строительстве Крестовоздвиженского собора в качестве столяра, за что был удостоен архипастырского благословения с выдачей свидетельства. Как отмечалось во всех ведомостях об иеромонахе Аполлинарии - “поведения очень хорошего, к послушаниям способен и очень усерден”. Незадолго до революции Аполлинарий был рукоположен в сан священника. В монастыре он прожил 17 лет.

В 1918 г. в возрасте 45 лет Аполлинарий мученически погиб от рук красноармейцев. Произошло это при следующих обстоятельствах. Военно-оперативный штаб по борьбе с контрреволюцией в июле 1918 г. потребовал от настоятеля немедленно командировать священника для служения в селе Красногорском. В силу этого безапелляционного требования власти для служения при Спасской церкви села Красногорского был командирован иеромонах Аполлинарий, так как местный священник, отец Александр Чернавин, был арестован, а после освобождения большевики запретили ему служить. Село Красногорское находится недалеко от села Меркушино, в котором есть Симеоновский храм с могилой праведного Симеона Верхотурского, очень почитаемого на Урале. Окончив служение при церкви в селе Красногорском, Аполлинарий отправился в Меркушино помолиться на могиле Угодника Божьего. В Меркушино отца Аполлинария арестовали и отправили под арестом в Верхотурье. На следующий день, 30 августа 1918 г., иеромонах был зверски убит. Его закололи штыками недалеко от г.Верхотурья и там же зарыли тело. Иерейский крест, снятый с убитого священника, палачи передали настоятелю монастыря. Только по освобождении города от большевиков, в числе таких же жертв красного террора, тело Аполлинария было найдено и привезено в монастырь, где с подобающей честью 5 октября 1918 г. мученик был погребен на монастырском братском кладбище.

10 сентября- день памяти новомученика Алексия Будрина

Отправлено 10 сент. 2017 г., 3:30 пользователем Татьяна Логинова   [ обновлено 10 сент. 2017 г., 3:31 ]

Священномученик Алексий Будрин родился 6 февраля 1861 года в семье протоиерея Иоанна Будрина. Образование он получил в Пермской Духовной семинарии, окончив ее с аттестатом первого разряда. Будучи около 20 лет от рождения, Алексий Иванович вступил в брак с девицей Капитолиной Всеволодовной, после чего принял рукоположение в сан диакона и был назначен на первое место своего служения — в Благовещенскую церковь Пермской мужской гимназии. Одновременно с этим отец Алексий начал и преподавательскую деятельность, исполняя обязанности учителя и законоучителя в школе Пермского исправительного арестантского отделения.

19 января 1883 года отец Алексий был удостоен рукоположения в сан священника, которое совершил Преосвященный Нафанаил, епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии. С этого времени началось служение батюшки в Свято-Троицкой церкви села Сыринского Красноуфимского уезда. В этом селе отец Алексий также преподавал Закон Божий в народном училище, причем столь успешно, что в 1887 году был удостоен за это Архипастырского благословения. В эти годы у них с матушкой Капитолиной родилось трое детей: в 1883 году — дочь Александра, в 1885-м — сын Стефан, который впоследствии стал насельником Свято-Николаевского мужского монастыря города Верхотурья, и в 1886 году — дочь Капитолина.

Отец Алексий не успел прослужить в Красноуфимске и четырех лет, как его вновь перевели, на сей раз — в губернский город Пермь, в Спасо-Преображенский кафедральный собор, где прошли дальнейшие 18 лет его жизни. Здесь также продолжилась его активная преподавательская и общественная деятельность. Он стал заведующим двумя школами при ,ратстве Cвятителя Стефана: двухклассной церковно-приходской и епархиальной псаломнической, законоучителем в Пермском епархиальном женском училище, а в 1896 году был назначен постоянным членом Пермского уездного отделения Епархиального училищного совета.

В июне 1896 года отец Алексий был определен на должность ключаря Спасо-Преображенского собора; теперь он нес ответственность за сохранность всех соборных ценностей, в его обязанности входило также ведение их описи, хранение ключей от всех основных помещений, наблюдение за порядком богослужения. В 1896 году к многочисленным священническим, преподавательским и иным обязанностям отца Алексия добавились еще новые: указом Святейшего Синода батюшка был утвержден в должности штатного члена Пермской Духовной консистории. На этом посту он трудился 13 лет. 25 июня 1904 года стало одним из самых знаменательных дней для всех жителей Перми: в этот день в город прибыл почитаемый по всей России молитвенник и чудотворец — протоиерей Кронштадтского Андреевского собора отец Иоанн Сергиев. Везде, где ни появлялся батюшка, толпы народа обыкновенно уже ожидали его. Стремились получить его благословение: кто хватал за руку, кто целовал одежду, кто плакал, всякий старался хоть чем-нибудь выразить свою радость.

26 июня отец Иоанн Кронштадтский совершал богослужение в Пермском кафедральном соборе: на утрене он сам читал канон, Литургию служил совместно с двумя Преосвященными и 24 священниками, среди которых был и отец Алексий. В этот же день великий Всероссийский пастырь посетил покои отсутствовавшего епископа Иоанна (Алексеева), а 27 июня уехал по железной дороге в Котлас. Несомненно, отец Алексий запомнил на всю жизнь встречу с отцом Иоанном, этим молитвенником и утешителем русского народа. В 1909 году вновь последовала перемена в судьбе пастыря. В октябре этого года он был переведен снова в Красноуфимск — в Свято-Троицкий собор.

В это время отцу Алексию было уже 56 лет. Активный церковный и общественный деятель, лично известный Государю, настоятель главного храма Красноуфимска, духовный пастырь, окормлявший множество прихожан, отец большого семейства. Сохранились фотографии отца Алексия, сделанные в те годы. Ростом батюшка был чуть выше среднего, волосы и борода уже с проседью, взгляд — спокойный и добрый. Общественные потрясения, однако, полностью изменили ход всей его жизни.

Летом 1918 года в Красноуфимске, как и повсюду, начался разгул беззаконий, творимых «новой властью». В ответ на это по всему Красноуфимскому уезду прокатилась волна крестьянских восстаний. Вскоре был арестован и протоиерей Алексий Будрин. Как писали позже в одной из местных газет, в вину ему было поставлено членство в Государственной Думе — «это единственное обвинение, какое они могли предъявить ему».

10 сентября 1918 года под конвоем его привели на так называемое «партизанское поле». По воспоминаниям очевидцев, отец Алексий был облачен в белую ризу, на груди — наперсный позолоченный крест. Стоял он прямо, безмолвно, «лицом был светел». Грянули выстрелы. Только седьмой из них оказался для батюшки смертельным — он упал как подкошенный. Однако для красных этого было мало, они поглумились и над мертвым телом священника. Привязав его к лошади, они погнали ее через железнодорожные пути, по Никольской улице, до здания, в котором тогда располагался ревком… Тело батюшки было совершенно обезображено.

17 сентября город заняли войска белых. На следующий день отец Алексий был с честью отпет в Свято-Троицком соборе Красноуфимска и погребен близ алтаря этого храма. В октябре 2002 года произошло обретение честных мощей отца Алексия Будрина. 

8 сентября- день памяти новомученика Виктора Элланского

Отправлено 7 сент. 2017 г., 14:34 пользователем Татьяна Логинова

Священномученик Виктор – Викор Васильевич Элланский – родился в 1875 году в селе Плоское Черниговской губернии в семье священника. Известно, что он получил высшее образование и стал священником в одной из церквей Киева. 

В 1924 году отца Виктора арестовали с обвинением в «контрреволюционной деятельности» и приговорили к 3 годам ссылки. В 1929 году он был судим повторно, его опять приговорили к 3 годам ссылки. После выхода на свободу он служил в одном из сел Мичуринского района Тамбовской области (прежде Воронежская область). 17 марта 1935 года священника арестовали в третий раз. Из обвинительного заключения: "Элланский в декабре 1933г., будучи попом в церкви, в связи с убийством Кирова проводил к/р террористическую агитацию среди верующих, а также вел контрреволюционную агитацию, направленную против мероприятий, проводимых Советской властью". На этот раз приговор заключался в 5 годах ИТЛ, после чего отец Виктор был отправлен этапом в Карлаг, где какое-то время работал счетоводом. 

В 1937 году он был арестован в лагере. Из обвинительного заключения: "Среди лагерников проводил к/р агитацию пораженческого характера, заявляя: "Советская власть скоро будет уничтожена Богом", "...большевики издеваются над религией, над священниками, которых изолируют с целью не дать населению религиозных обрядов, и этим самым большевики нарушают закон конституции", "В Евангелии сказано, что будет гонение на Церковь, что и сбылось, явился Антихрист и будут издеваться" (Антихристом считает большевиков). Наряду с ведением к/р агитации, Элланский проводил и богослужения, группируя вокруг себя бывших попов. Будучи религиозным до фанатизма, на Троицу пел тропарь Троицы и др.". Виновным себя отец Виктор не признал. 

31 августа 1937 года тройка при УНКВД по Карагандинской области приговорила иерея Виктора Элланского к высшей мере наказания, а 8 сентября он был расстрелян.

6 сентября-день памяти новоученика Серафима Шахмутя

Отправлено 5 сент. 2017 г., 5:49 пользователем Татьяна Логинова   [ обновлено 5 сент. 2017 г., 5:51 ]

Преподобномученик Серафим (Шахмуть) родился в 1901 году в деревне Подлесье в Минской области, в многодетной семье крестьян-бедняков. После революции, в возрасте 21-го года, он поступил в Жировицкий Свято-Успенский монастырь в Гродненской области, где принял монашеский постриг. В монастыре он нес послушание регента, и вскоре был рукоположен в иеромонаха. Отец Серафим был наделен даром проповеди, для сбора средств на ремонт монастыря он устраивал многолюдные крестные ходы с Жировицкой Чудотворной иконой. В 1939 году отец Серафим был рукоположен в сан игумена и затем – архимандрита.

В августе 1943 года архимандриту Серафиму была поручена организация приходской жизни на оккупированной немцами территории Белоруссии. Он покинул Жировицкий монастырь и вместе со священником Григорием Кударенко выехал в сторону Минска. Они посетили ряд селений в Минской области, где в недавнем прошлом действовали церкви, совершали богослужения, осматривали сохранившиеся церкви, крестили детей, отпевали умерших.

В Минске архимандрит Серафим служил в Преображенской церкви, затем он посетил Витебск, некоторое время служил в Гомеле в Петропавловском соборе. В результате этой поездки в годы войны было открыто 74 храма.

Везде, где побывал отец Серафим, он собирал материалы о тех преследованиях, которым подвергалась Православная Церковь в Белоруссии в довоенные годы. К этому времени на всей территории Восточной Белоруссии не было ни одного епископа, был только один действующий храм; духовенство в большинстве своем было арестовано, многие расстреляны; церкви превращены в клубы, театры, амбары, или разрушены; почти все церковное имущество разгромлено и уничтожено. Отец Серафим писал в своем отчете, что народ радуется открытию церквей. В поездке отец Серафим смертельно заболел, у него открылся абцесс, так что он едва мог передвигаться. Однажды, когда начался авиационный налет, отец Серафим услышал голос, повелевший ему покинуть спальню и позвать с собой отца Григория. Отец Серафим с трудом добрался до кухни, и тут же в дом, где он находился, попала бомба. Один из осколков вскрыл абцесс отца Серафима, гной вытек, и отец Серафим вскоре поправился.

В Минске архимандрит Серафим принял на себя попечение над больницами, инвалидными домами и детскими приютами. Его можно было часто видеть посещающим людей, обездоленных войной. В июне 1944 года отец Серафим и отец Григорий выехали в Гродно. Они ходили по лазаретам: проповедывали, причащали раненных. Там обоих миссионеров арестовали по обвинению в «пособничестве немецким оккупантам». Из Гродно их перевезли в Минскую тюрьму. На допросах осужденные держались с мужеством истинных Христовых пастырей. Архимандрит Серафим на вопрос: что он говорил во время проповедей, когда ездил по Белоруссии? - сказал, что часто обращался к народу примерно со следующими словами: «Нехорошо, что ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Тайн и хоронились без священника, а дети росли не крещеные и не венчались». Следствие длилось 10 месяцев, к осужденным применялись пытки. В 1945 году отца Серафима отправили в концлагерь в Горьковской области. Приблизительно через год после вынесения приговора архимандрит Серафим скончался при невыясненных обстоятельствах в тюрьме НКВД.

4 сентября - день памяти Священномученик Феодора, епископа Пензенского

Отправлено 3 сент. 2017 г., 6:49 пользователем Татьяна Логинова   [ обновлено 3 сент. 2017 г., 18:45, автор: Ксения Ванакова ]

Священномученик Феодор, в миру Владимир Алексеевич Смирнов, родился 17 января 1891 года в селе Козловка (ныне в Лопатинском районе Пензенской области) в семье псаломщика. Окончил Саратовскую Духовную Семинарию, затем (в 1916 году) — Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С 1916 по 1918 годы преподавал историю и другие предметы в средних учебных заведениях города Вольска Саратовской губернии, в 1918 – 1919 гг. работал в различных учреждениях в г. Саратове. В 1919 – 1920 гг. служил в Красной Армии, в Донской Северо-Кавказской дивизии, инструктором школьного отдела и политотдела. В 1921 году работал инструктором дошкольного воспитания в саратовском РУПВОДе.

4 октября 1921 года рукоположен во иерея. Был осужден в 1924 году на один год, в 1929 году — на три года высылки в город Нарым. Освободившись, устроился священником в село Никольское Кузнецкого района Пензенской области. В 1934 году (предположительно в октябре) пострижен в монашество с именем Феодор, в апреле 1935 года переехал в Пензу. 23 сентября 1935 года состоялась хиротония иеромонаха Феодора во епископа Пензенского, а 18 октября 1936 года он уже был арестован.

Его попытка наладить управление Пензенской Церковью в условиях террора обернулась тем, что ему была инкриминирована контрреволюционная деятельность, а именно: организация из репрессированных советской властью элементов контрреволюционной группы с целью ведения агитации среди населения, направленной на свержение советской власти и установления в стране фашистской диктатуры. То есть была выбрана обычная формулировка, используемая в предвоенное время при фабрикации следственных дел. На допросах епископ Феодор держался стойко и категорически отрицал свою контрреволюционную деятельность.

5 февраля 1937 года епископ Феодор, находившийся в заключении, был уволен от управления Пензенской епархией на покой. Вместе с ним по одному делу проходило еще пять человек — арестованные в тот же день священники И. И. Умов (из Беднодемьяновска), И. К. Хорошунов (из Наровчата), Гавриил Иванович Архангельский (исполнявший обязанности псаломщика в Митрофановской церкви г. Пензы), который до того уже дважды был судим, а также священник села Ольшанки Башмаковского района А. П. Голубев и заштатный священник Василий Сергеевич Смирнов, работавший на момент ареста дезинфектором пензенского бактериологического института. Все они, кроме Хорошунова, были расстреляны в Пензе 4 сентября 1937 года, последний приговорен к 10 годам лишения свободы.

20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, епископ Пензенский Феодор (Смирнов) и иже с ним пострадавшие священники Гавриил Архангельский и Василий Смирнов были причислены к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Использован материал информационно-аналитического портала Саратовской епархии «Православие и современность»
Святые: 

1-10 of 62