7 августа - день памяти новомучеников Николая Удинцева, Александра Сахарова, Ираиды Тиховой

Отправлено 6 авг. 2017 г., 05:28 пользователем Татьяна Логинова

Священномученик Николай Удинцев родился 4 апреля 1862 года в семье отца Александра Удинцева, священника села Скородумского Ирбитского уезда. Обучался в Пермской духовной семинарии, но по собственному прошению был уволен из нее при переходе в пятый класс.

После этого Николай Александрович поступил на должность учителя народных школ в Ирбитском уезде и до 1890 года преподавал сначала в школах сел Крутихинского, Голубковского, Верх-Ницинского и поселка Ирбитский завод, а затем — в народном училище села Голубковского. В это время он вступил в брак с дочерью диакона села Ницинского Ирбитского уезда Антониной Михайловной Ласиной, и в 1890 году у них родился первенец — сын Александр, а еще через два года — сын Дмитрий.

На основании указа Преосвященнейшего Афанасия, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, 15 ноября 1892 года Николай Александрович был рукоположен в сан диакона и определен для служения в церковь в честь Трех Святителей Нижне-Туринского завода Верхотурского уезда. В его послужном списке значится: «поведения очень хорошего».

В 1894 году отец Николай удостоился рукоположения в сан священника и был назначен на служение в Петро-Павловскую церковь села Петропавловского Верхотурского уезда. Вскоре его перевели в Воскресенскую церковь села Верх-Ницинского Ирбитского уезда. Во время служения в этом селе он преподавал в церковно-приходской школе деревни Игнатьевой Верх-Ницинского прихода. Преподавание шло столь успешно, что  в 1903 и 1905 годах его имя неоднократно отмечалось в отчетах епархиальных наблюдателей о состоянии церковных школ епархии среди имен тех, кто «особенно ревностно относились к церковно-школьному делу и аккуратным исполнением обязанностей заявили себя».

Приблизительно в это же время отец Николай стал членом братства святого праведного Симеона, Верхотурского Чудотворца, и Православного миссионерского общества по Екатеринбургскому комитету. Образованное в 1886 году братство Святого Симеона действовало в двух основных направлениях: просветительском и миссионерском, прежде всего — противораскольническом. В 1897 году в ведение братства были переданы также все противораскольнические миссионерские комитеты, организованные в местностях, особенно зараженных расколом.

Дело в том, что еще в конце XVII века на Урал хлынул поток старообрядцев, спасавшихся от преследований церковных и светских властей. Среди дремучих лесов они основали село Шарташское, вокруг которого вскоре возникло несколько скитов и часовен. В особенности возрос приток раскольников во времена Петра I, когда на Урале открылось несколько частных чугунолитейных и железоделательных заводов, на работу в которые хозяева принимали и беглых крепостных крестьян, и беглых каторжников, и раскольников. С течением времени многие старообрядцы оказались на ведущих должностях, и в результате стали на Урале очень влиятельной группой населения, особенно в Екатеринбурге.

Кроме того, что отец Николай являлся членом братства Святого Симеона, он состоял членом-сотрудником Императорского Православного Палестинского Общества по Екатеринбургскому отделу.

После тринадцати лет служения в селе Верх-Ницинском отец Николай с семьей был переведен летом 1907 года сначала в село Петропавловское Верхотурского уезда, через месяц — в Нижне-Синячихинский завод того же уезда, а сразу вслед за этим он был назначен сверхштатным священником в село Костинское Ирбитского уезда для служения в приписной Михаило-Архангельской церкви деревни Клевакиной. Через несколько месяцев деревня Клевакина отделилась в самостоятельный приход и стала с этого времени селом Клевакинским. В январе 1908 года батюшка был назначен в Михаило-Архангельскую церковь штатным священником. Здесь он прослужил семь лет.

Село Клевакинское находилось в северо-западной части Ирбитского уезда, близ реки Реж. Каменный однопрестольный храм во имя Святого Архистратига Божия Михаила был построен в селе в 1897 году, в начале ХХ века приход его составлял около 1800 человек. На расстоянии версты от села находилась небольшая деревенька Верхняя Бутакова с действовавшей в ней школой грамоты для мальчиков и девочек. Отец Николай стал преподавать в ней Закон Божий.

В июле 1915 года батюшка был переведен для служения в Вознесенскую церковь села Коптеловского Верхотурского уезда. Расположенное в той же местности, на реке Реж, село это получило свое название от фамилии первого поселенца. Каменный храм в честь Вознесения Господня с приделами во имя великомученика Димитрия Солунского и праведного Симеона Верхотурского был в конце XIX столетия благолепно украшен настенной живописью. Примечательно, что роспись на одной из стен изображала крушение Царского поезда 17 октября 1888 года.

Это трагическое событие, видимо, глубоко тронуло жителей отдаленного селения, если они даже решили запечатлеть его на стене храма. В этом поступке проявилась преданность сельчан царю, искренняя любовь к Императорскому дому. Прихожане храма, а их было вместе с жителями окрестных деревень около 4500 человек, особенно почитали находившийся в нем искусно вырезанный из дерева образ Спасителя, на котором Господь был изображен в рост, с оковой на левой ноге.

В тревожное время начал отец Николай свое служение в Коптеловском: приближалась революция и гражданская война. Летом 1918 года на Урале происходили трагические события: бои белогвардейцев с красными, аресты и убийства мирных жителей…

Положение большевиков в стране в то время стало критическим. В этих условиях на V Всероссийском съезде Советов в июле 1918 года была принята первая Конституция РСФСР, провозглашавшая защиту новой власти обязанностью всех граждан. Специальным постановлением «О строительстве Красной армии» съезд закрепил создание вооруженных сил регулярного типа на принципах принудительной мобилизации, введя Закон о всеобщей воинской повинности.

Однако насильственная мобилизация в части Красной армии, а также грабеж крестьян, осуществлявшийся продотрядами, вызвали на всей территории Урала многочисленные крестьянские восстания. Только что вернувшиеся домой после Первой мировой войны мужчины в большинстве своем отказывались вступать в ряды красных. Все эти волнения характеризовались властью как «мятежи кулаков-контрреволюционеров» и подавлялись беспощадно, с особенной жестокостью.

Подобная ситуация сложилась и в Верхотурском уезде. В ответ на приказ о мобилизации здесь по инициативе жителей села Аромашевского, расположенного рядом с селом Коптеловским, были устроены митинги с участием представителей от 15 окрестных волостей. На них вынесли следующую резолюцию: «В Красную армию не вступать, большевиков не поддерживать». Аромашевцы отказывались идти воевать в Красную армию, а когда карательный отряд все же вынудил сельчан повиноваться и вступить в ряды красных, то вскоре по прибытии на фронт близ села Голубковского Ирбитского уезда мобилизованные целой ротой в 180 человек с ружьями и пулеметами перешли на сторону белых, вступив в Народную армию.

Не менее решительно были настроены и крестьяне соседней деревни Деевой. Обезоружив отряд красноармейцев в 28 человек с пулеметами и винтовками, крестьяне, вооруженные лишь навозными вилами, железными лопатами и самодельными копьями, вырыв окопы, почти целую неделю с часа на час ожидали прихода красных. К счастью, красные больше не приходили в деревню.

Жители села Коптеловского также наотрез отказались от вступления в ряды Красной армии. Оставлять семьи и идти в самую страду воевать «за светлое будущее» никому не хотелось. Тем не менее в агитации против мобилизации был заподозрен священник села отец Николай Удинцев.

После того как рядом с Коптеловским появилась первая разведка войск Народной армии, положение красных стало особенно напряженным. Чувствуя, что вскоре им придется оставить село, они решили расправиться с отцом Николаем, к которому и раньше относились враждебно. Он принял мученическую смерть у престола Господня: озверевшие красноармейцы подняли его на штыки прямо в алтаре Вознесенского храма. Случилось это 25 июля/7 августа 1918 года.

Священномученик Николай Удинцев прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии в 2002 году.

Священномученик Александр (Сахаров) родился в 1873 году в Санкт-Петербурге в семье полкового священника протоиерея Николая Сахарова. После окончания Санкт-Петербургской Духовной академии был рукоположен в сан священника, затем возведен в сан протоиерея. В начале двадцатых годов он служил в храме Михаила Архангела в Санкт-Петербурге.

В январе 1924 года по «делу о православных братствах» в ОГПУ поступил донос от обновленцев, в котором говорилось, что протоиерей Александр Сахаров проповедовал с амвона, чтобы верующие не шли за правительством, так как советская власть временна, и что со смертью Ленина народ избавился от одного из антихристов. Протоиерей Александр был арестован, допросы длились полгода, но виновным себя священномученик не признал. Особое Совещание при ОГПУ приговорило отца Александра к трем годам заключения в Соловецком концлагере, откуда ему уже не суждено было вернуться. Протоиерей Александр Сахаров скончался в лагере 7 августа 1927 года и был погребен в безвестной соловецкой могиле.

Исповедница Ираида (Ираида Осиповна Тихова) родилась в 1896 году в крестьянской семье в селе Котово Угличского уезда. С детства она желала стать учительницей. Сначала занималась самообразованием, а в 1918 году окончила годичные учительские курсы в городе Угличе. Ираида Осиповна получила место учительницы в школе села Архангельское-в-Бору и проработала в ней пятнадцать лет. В 1922 году Угличский архиепископ Серафим (Самойлович) учредил вечерние богословские курсы, посещая которые, Ираида оказалась в курсе церковных проблем и споров своего времени. В 1931 и в 1934 году Ираида Осиповна была ненадолго заключена в тюрьму за то, что оказывала материальную помощь осужденному духовенству. После этого РАЙОНО отказало ей в восстановлении на работу.

В своем селе Ираида Осиповна служила регентом церковного хора. Кроме того, она была одним из самых активных членов Котовской церковной общины, в частности, брала на себя тягостную миссию взаимоотношений церкви с Райфинотделом.

1 апреля 1942 года в село Котово приехал освобожденный из ссылки епископ Василий (Преображенский), который поселился в ее доме. Он организовал евангельский кружок, его посещала и Ираида Осиповна. В ее баньке владыка устроил тайную домашнюю церковь и служил в ней. Пели Ираида Осиповна и несколько певчих храма села Котово.

В октябре 1944 года Ираиду Тихову обвинили в участии в антисоветской нелегальной церковной организации и осудили на ссылку в Сыктывкар сроком на пять лет, где она работала на кожобувном комбинате. Работа была очень тяжелой: ей приходилось очищать тюленьи шкуры от жира. После освобождения в 1948 году Ираида Осиповна вернулась в Котово. Ее здоровье было подорвано, болели отмороженные руки и ноги. Несмотря на это, она ухаживала за больным братом, переселившись с ним в баньку, которую легче было протопить зимой. Ираида Осиповна хранила ключи от церкви у себя и делала все возможное, чтобы воспрепятствовать ее разорению. Скончалась Ираида Осиповна 7 августа 1967 года и была похоронена на сельском кладбище рядом со всеми родными, возле развалин Успенской церкви.
Comments