Полезные статьи


Страстная седмица

Отправлено 20 апр. 2019 г., 04:32 пользователем Наталья Скоробогатова


Страстная седмица (неделя) по факту начинается уже с воскресенья, дня Входа Господня в Иерусалим.
Пост как период сугубого покаяния завершён, и теперь начинается новый этап. На Страстной седмице день за днём вспоминаются последние дни земной жизни нашего Спасителя. И мы имеем возможность быть свидетелями этих Евангельских событий, идти вслед за Христом.






События Страстной седмицы

Великий Понедельник
В этот день в Евангельском чтении вспоминается ветхозаветный пророк Иосиф, сын Иакова и Рахили. Господь наделил его даром провидения, что вызвало негодование и зависть его братьев. Сговорившись, они продали его в рабство в Египет, где в положенный час он спас народ от страшных напастей.

Иосиф является своего рода прообразом нашего Спасителя Иисуса Христа, которого предали и обрекли на страдания, но, взойдя на Крест, Он подарил нам жизнь вечную.

Также в этот день читается Евангелие о Втором Пришествии Христовом и вспоминается несколько притч.

Первая притча — о злых виноградарях, которые были настолько лукавы, что не отдавали хозяину виноградника плодов в надлежащее время. Они избили слуг, которых послал хозяин, и убили его единственного сына.

Вторая притча — о бесплодной смоковице, которую проклял Господь за то, что она не приносила плоды.

В этих двух притчах заключён символ народа Израиля, который отверг и осудил сына Божьего на смерть. А ещё это образ души человеческой, которую мы порой закрываем от Бога.

Вот что писал об этом святой Иоанн Кронштадтский:

«К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить голод души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском — одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших нет как нет».
Великий Вторник

Евангельское чтение Великого Вторника является частью ряда бесед Христовых о Страшном суде.

Господь рассказал ученикам о Своём Втором Пришествии, а также несколько притч.

Первая притча — о десяти мудрых девах, запасшихся маслом для светильников, чтобы встретить грядущего Жениха, и о десяти неразумных девах, по своей рассеянности оказавшихся неготовыми к этой встрече.

Она как раз говорит о том, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, тогда уже поздно будет что-нибудь предпринимать, поэтому мы должны быть готовыми.

Вторая притча — о талантах. В ней говорится о том, как господин призвал трёх рабов своих и дал каждому из них таланты (денежная единица, которая использовалась в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке). Двое вложили всё, что у них было, в труды свои и таким образом приумножили своё богатство, и за это господин наградил их, а третий не захотел утруждать себя и просто зарыл данный ему талант в землю. Господин рассердился на раба за его лукавство, отнял у него талант и отдал одному из слуг, самому трудолюбивому.

Эта притча заставляет нас задуматься о том, что Господь наделяет неким талантом, даром. Для каждого из нас этот дар уникален, но мы должны использовать то, что нам было даровано во благо, чтобы дело наше приносило добрые плоды. Ведь за это потом каждый из нас будет держать ответ перед Богом.

Великая Среда
В этот день в Евангельских чтениях вспоминается предательство Иисуса Христа его учеником Иудой за 30 сребреников.

Евангельский рассказ начинается с того момента, когда Иисус пребывал в Вифании в доме Симона прокаженного. Тогда к Нему пришла некая женщина «грешница» и принесла с собой драгоценное миро, которое возлила на главу Спасителя. Ученики вознегодовали от такой расточительности, но Иисус остановил их, растолковав, что она доброе дело сделала для Него, тем самым готовя Его тело к погребению.

В то же время Иуда Искариот, один из учеников Христа, сговорился с первосвященниками и пообещал выдать Господа за вознаграждение, тогда они предложили ему за это 30 сребреников.

Все богослужебные тексты и песнопения этого дня готовят нас к страшным событиям. Уже произошло осуждение и предательство Спасителя, близится час Его страданий.
Великий Четверг

Великий Четверг 
приближает нас к часу Крестных страданий Христа. Это своего рода кульминация Страстей Христовых.

Вспоминаются события Тайной Вечери, страшная ночь в Гефсиманском саду, час суда и предание Христа на смертные муки.

Накануне страшного дня Христос совершает последнюю трапезу со своими учениками. В знак смирения Господь омывает ноги своим ученикам, показывая пример того, как должно им обращаться друг с другом, не превознося себя.

В память об этом моменте евангельской истории в Церкви установлена традиция — чин омовения ног. Он совершается архиереем (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх) на богослужении Великого Четверга.

По омовении ног Иисус совершил Пасху и установил Великое Таинство Евхаристии, то есть Господь даровал людям Свои Тело и Кровь.

Это событие подробно описывается в Евангелии от Матфея:

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26–28).

Находясь же среди учеников своих, Иисус сказал, что один из них предаст Его. Тогда ученики опечалились и стали спрашивать: кто это?

Господь же сказал, что это будет тот, кто опустит вместе с Ним руку в чашу.

При этом Иуда, предающий Его, спросил: «Не я ли, Равви’?», на что Иисус ответил: «Ты сказал».

Ещё Господь предсказал ученикам искушения, которые им предстоят, а апостолу Петру — что он три раза отречётся от Него. Но также Господь предрёк им Своё явление по Воскресении в Галилее.

По окончании праздничной трапезы Иисус отправляется с учениками в Гефсиманский сад, где возносит свои молитвы Богу Отцу и скорбит о предстоящих мучениях.

И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф 26:39).

Господь испрашивает воли Бога Отца, если это возможно избавить Его от предстоящих страданий. Но всё же со смирением произносит: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя (Мф 26:42).

При этом Он сказал апостолам бодрствовать вместе с Ним и молиться, чтобы не впасть в искушение. Но несколько раз находит их спящими.

Около полуночи приходит в сад предатель Иуда с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. И сказал им: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его (Мф 26:48). И, подойдя к Спасителю, поцеловал Его. Тогда же Иисуса схватили, и Он смиренно предал Себя в руки грешников, чтобы понести великие страдания на Кресте. А ученики, бывшие с ним, бежали, оставив Его.
Великая Пятница

Страстная Пятница — самый страшный день в истории человечества. Это день распятия Господа нашего Иисуса Христа.

Евангельские чтения этого дня содержат описание Страданий (Страстей) Христовых.

Иисус — Спаситель мира был отвергнут избранным народом Израиля и подвергнут страшным издевательствам.

На богослужении утрени вспоминается время, когда Спасителя схватили в Гефсиманском саду, и Его осуждение старейшинами и первосвященниками на смерть. На богослужении третьего часа рассказывается о суде у Понтия Пилата. На шестом часе вспоминаются крестные муки Иисуса Христа. На девятом – время смерти. И на вечерне — время снятия Спасителя с креста и погребение тела Его.
Великая Суббота

Суббота — последний день перед Пасхой.

В Евангельских евангельских событиях этого дня описывается снятие с креста Иисуса и положение Его во гроб.

Вечером того же дня, когда умер Спаситель, один из учеников его, Иосиф Аримафейский, тайно от первосвященников и фарисеев пришёл к Понтию Пилату и спросил попросил позволения снять тело Христово. Пилат позволил.

Тогда же Иосиф, сняв тело Иисуса вместе с Никодимом (также одним из учеников), смазал Его благовониями и обвил плащаницей (льняное полотно) по иудейскому обычаю.

После этого тело Тело Христово положили во Гроб, который был высечен в скале и привалили ко входу большой камень.

В субботу же первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и потребовали поставить стражников у Гроба Иисуса, боясь, что Его тело украдут, а народу скажут, будто Он Воскрес.

Так и случилось: приставили ко Гробу стражников ко Гробу, чем в положенный час предоставили неопровержимое доказательство Воскресения Христова.

Также в Великую Пятницу Субботу церковь вспоминает сошествие Спасителя в Ад ад, где Он попрал Он силу дьявола и возвестил о победе над смертью.

Вот что писал об этом Митрополит митрополит Сурожский Антоний Сурожский:

«И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый — ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…»

по материалам журнала "Фома"

Вход Господень в Иерусалим: спасение стало ближе

Отправлено 14 апр. 2019 г., 03:25 пользователем Наталья Скоробогатова   [ обновлено 16 апр. 2019 г., 21:04, автор: Ксения Ванакова ]


События воскрешения Лазаря Четверодневного и Входа Господень в Иерусалим следуют друг за другом в череде Священной истории Нового Завета. Однако само по себе эта последовательность имеет не только хронологически-воспоминательное значение, но, прежде всего, значение прообразовательное.

Воскрешая Лазаря Четверодневного накануне дней Страстной, Господь уверяет учеников, а вместе с ними и всех в Него верующих, что Он есть истинный Богочеловек. Спаситель показывает, что даже во все те дни Его крайнего умаления, которые будут явлены в Страстной седмице, Он, как и всегда, останется таким же Богом, Вседержителем мира и жизненных путей каждого человека. И величайшее из чудес – возвращение к земной жизни мертвеца четверодневного, который, согласно Евангелию, начал уже смердить, сгнивать, есть прямое свидетельство Божественного вседержительства Господа.

Кроме того, через воскресение праведного Лазаря Господь показывает, что земной смертью не заканчивается бытие человека. Как и все потомки Адама и Евы, Лазарь также находился под ответственностью первородного греха и ему, в конечно итоге бытия, для того чтобы войти в Царствие Небесное, нужно было пройти тем же путем, что и всему человечеству. Но Господь, если желает, побеждает законы природы.


Пророк, Первосвященник и Царь

По свидетельству Священного Писания мы знаем, что Мессия в Своем подвиге соединяет три главных служения – Он является Первосвященником, Пророком и Царем. В качестве Пророка Господь ранее неоднократно свидетельствовал о Себе в Евангелии. Первосвященником Он будет накануне Крестных страданий в день установления Таинства Евхаристии, а также во время последующего установления других таинств. А вот царское Свое достоинство Он являет единственный раз – входя в Иерусалим и принимая поклонение как Царь Святого града. Этим Он, в частности, указывает на то, что вера, которую Он устанавливает как истинную – христианство – это не только вера, обращенная к частным личностям, но и та, которая должна стать верой сообщества, народа, всей полноты церковной. Ибо царь – это не только глава отдельных личностей, но и глава народа, всей Церкви.

Одновременно с этим Господь являет неотмирную природу Своего Царства, то есть ту, которая «не от мира сего». Он входит в Иерусалим и принимает то поклонение, которое осуществляется исключительно добровольно. То, которое люди приносят Ему сами, так как видят в Нем обещанного Мессию. Таким образом, Господь свидетельствует, что устанавливает Царство без насилия. Он показывает, что всякое насильственное обращение в христианство Им отвергается.
Свидетельство победы

Вход Господень в Иерусалим для Церкви не просто повод для веселия, а событие, имеющее непосредственное значение для истории нашего спасения. Именно поэтому для нас праздником является, например, и усекновение главы пророка Иоанна Предтечи, в котором Церковь отмечает то свидетельство веры, которое явил святой Иоанн на последнем этапе своей земной жизни.

Точно также и Вход Господень в Иерусалим – это праздник не о том же, что праздновали жители Иерусалима, сами даже не вполне понимая, что именно. Они ошибочно ожидали земного избавления от римского владычества и установления Мессией царства социальной справедливости и победы над врагами Израиля. Мы же празднуем Вход Господень в Иерусалим как свидетельство победы Богочеловека над теми, кто считал Его лжемессией, кто не хотел Его прихода в Святой град как Владыки и Царя народа.

Мы также празднуем в этот день Его победу, как вход в Седмицу страданий, через которые и было совершенно дело спасения человеческого рода.


Наш символ жизни

В канун праздника Входа Господня в Иерусалим в русских храмах освящаются ветви вербы. Смысл этого церковного обряда прост. Ветви вербы отсылают нас к тем ветвям пальм, с которыми жители Иерусалима встречали Господа. В нашей стране, по понятным климатическим причинам, пальмы не растут. В тоже время, конечно, Вход Господень в Иерусалим – это пальмовое воскресенье. И изначально речь идет именно о вайях, то есть о ветвях финиковых пальм, с которыми этот праздник встречают и сегодня, к примеру, на Святой земле. В нашей же Церкви берется то красивое весеннее растение, которое одним из первых пробуждается к жизни.

Ветви вербы верующие по традиции приносят в субботу накануне Вербного воскресения на Всенощное бдение. Во время полиелея — особой части богослужения –священник читает молитвы на освящение верб и окропляет их святой водой. После этого их можно унести домой, поставить там к иконам в «красный угол» или в другое достойное место, где они, пускай, будут радовать верующих хотя бы до праздника Пасхи, помогая создать особую атмосферу тех дней, которые переживает вся Церковь (освящают вербу также и в воскресенье после литургии). При этом стоит понимать, что ветви вербы не предназначены для каких-либо иных вымышленных обрядов, которых Церковь не знает.

Вслед за праздником Входа Господня в Иерусалим наступают самые важные дни каждого года, дни Страстной недели. И главная задача тут — не растерять себя в суете. Правда, наша жизнь на сегодня столь сужена нездоровым ускоренным ритмом, и подавляющими своей изменчивостью новостными рядами, что иногда душа сама просит нас остановиться и прикоснуться к тому глубинному, основному, что является фундаментом человеческого бытия. Богослужения Страстной седмицы и являются одним из таких основополагающих фундаментов нашей жизни. Про них не скажешь, что в них есть какие-то полутона.

Читая Евангелие о днях Страстной седмицы, присутствуя на этих богослужениях, каждый человек, независимо от своей воцерковленности, имеет возможность еще раз, по-настоящему, увидеть белое — белым, черное — черным, правду – правдой, ложь – ложью, подвиг — подвигом, а преступление – преступлением. Поэтому каждому из нас бывает так полезно побывать на богослужениях Страстной недели и расставить все точки над «i» собственного существования.

Протоиерей Максим Козлов, фото интернет издание "Татьянин день"
Протоиерей Максим Козлов

Источник: журнал "Фома" 

Лазарева суббота

Отправлено 14 апр. 2019 г., 03:24 пользователем Наталья Скоробогатова

Воскрешение праведного Лазаря Джотто

Лазарева суббота, или Вербная суббота,— это суббота шестой недели Великого поста. Эта неделя еще называется Неделей Ваий («Ваия» — пальмовая ветвь (церк. устар.)), или Вербной неделей. В этот день мы вспоминаем чудо воскрешения праведного Лазаря.

В церковном календаре Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуются в соседние дни: субботу и воскресенье. Интересно, что богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим.

Сейчас эти два праздника неразрывно связаны. Они предшествуют событиям Страстной седмицы: предательству Христа Иудой, страданиям, распятию и Воскресению Спасителя.


События Лазаревой субботы

О воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов — Апостол Иоанн Богослов.

Перед тем, как отправиться в столицу — Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, предместье Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорого гостя. Христа привела сюда печальная весть — его друг Лазарь умер. 

Еще по пути в дом умершего друга Христос встретил Марфу и спросил ее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На что Марфа ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».



Христос очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень отвалили.

Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон».

После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его. Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос — Сын Божий.

И именно с этого дня, видя народную любовь ко Христу, иудейское священноначание испугалось и задумало страшное: «c этого дня положили убить Его».

Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самых важных, знаковых чудес, совершенных Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластно все — и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждет воскресение. Это чудо — свидетельство того, что Господь любит каждого из нас.


Праведный Лазарь

Лазаря еще называют «Лазарь Четверодневный» и «друг Божий». Как говорит церковное предание, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и стал епископом Китийским — служил на острове Кипр, в городе Китионе (сейчас Ларнака). 

Как раз в этом городе в 890 году обрели святые мощи епископа Лазаря. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Чуть позже при императоре Льве Мудром в 898 году мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, которые, вероятно, не полностью были вывезены в Константинополь


Песнопения Лазаревой субботы 

Тропарь, глас 1: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Перевод: В удостоверение пред Твоими страданиями общего воскресения Ты, Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, с символами победы в руках, восклицаем Тебе, победителю смерти: осанна в Небесах! Благословен Идущий во имя Господне!

Стихира на вечерне в пятницу, глас 8: Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе.

Перевод: Окончив полезный душе сорокадневный пост, мы просим, Человеколюбец, {дать} нам увидеть и святую неделю Твоих страданий, чтобы в течение ее прославить великие дела Твои и Твое несказанное о нас попечение, единомысленно воспевая: Господи, слава Тебе!

ВОЙНА СО СТРАСТЯМИ

Отправлено 12 апр. 2019 г., 14:52 пользователем Наталья Скоробогатова   [ обновлено 12 апр. 2019 г., 15:07 ]

Борьба со страстямиПравославие.Ru
Слово пастырей в неделю преподобной Марии Египетской




Великий пост продолжается. О том, как не поддаться искушениям и стремиться приблизиться к святым в делах своих, рассказывают священники Русской Православной Церкви Павел Островский, Михаил Асмус и Николай Булгаков.























***

«Если мы внутри себя не замечаем блудной страсти,
это не значит, что ее нет или что она побеждена»



Священник Павел Островский, руководитель Красногорского отделения библейско-богословских курсов Московской епархии, преподаватель, публицист, участник интернет-проекта «Батюшка-онлайн»:

– Проводя неделю Великого поста, посвященную подвигу преподобной Марии Египетской, нам стоит обратить свое пристальное внимание на блудную страсть, которая мучает каждого человека.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет о духе блуда: «Война продолжительная, постоянная, жестокая, в которой весьма немногие одерживают совершенную победу и которая, начиная с первой зрелости возраста, беспокоит, не прекращается до тех пор, пока не будут побеждены прочие страсти».

Поэтому для начала, дорогие братья и сестры, мы должны осознать следующее: если кто-то из нас считает, что победил страсть блуда, то он сам себя обманывает. Просто привыкли сегодня люди считать, что блудная страсть – это только блуд и прелюбодейство, рукоблудие и похотливые помыслы. И смотрит на себя человек и думает: ничего вроде подобного не делаю и не думаю – значит, блудной страсти у меня нет.

Безусловно, подобные мысли – это обман.

Святыми отцами Церкви уже давно установлена прямая связь между гордостью и блудной страстью. Если человек гордится, превозносится, тщеславится, то это неминуемо означает, что блудная страсть в нем также жива. Ведь очевидно, с точки зрения святых отцов, что блудная страсть побеждается в первую очередь смирением, осознанием своего скверного состояния, искренним раскаянием и постоянным покаянием.

И если даже мы внутри себя не замечаем блудной страсти, это не значит, что ее нет или что она уже почти побеждена. Мы все неоднократно сталкивались с такими историями, когда внешне сильный и здоровый человек идет на медицинское обследование, а там ему ставят диагноз – «рак IV степени». Проходит совсем немного времени – и нет уже этого сильного человека, а есть только его бледная тень.

Также и человек, которому кажется, что у него нет блудной страсти, в любой момент может быть серьезно искушен сатаной, и если он к этому не будет готов, то от его духовной жизни останется только бледная тень.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что дьявол очень любит нас успокаивать, создавать видимость, что все хорошо, что больше войны не будет… И как только мы успокаиваемся, он сразу же с полной силой бьет в самое слабое место.

Помоги нам Господь в борьбе с этой скверной и мерзкой страстью.




***

«Божия благодать защищает
и каждого христианина, и целые города, и государства»


Священник Михаил Асмус, сотрудник ОВЦС, преподаватель ПСТГУ:

– На этой неделе по уставу Православной Церкви полностью читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского в соединении с житием преподобной Марии Египетской. Народное название этой службы – «Мариино стояние». А в субботу этой же 5-й недели Великого поста православные христиане ежегодно вспоминают чудесное заступничество Божией Матери, явленное жителям Константинополя в далеком VII веке против внезапно напавших врагов. В благодарность за спасение похвальные песнопения в честь Божией Матери исполняются «не садясь» – отсюда происходит название «акафист», то есть «неседальная» песнь.

И то и другое событие, совсем разные по своему содержанию, сходятся в проявлении Божией силы и Божьего вмешательства – естественно, в ответ на молитвы людей – в ход человеческой истории. Божия благодать, изменившая жизнь одной великой грешницы, Марии Египтянки, способствует достижению невероятных высот святости и поистине равноангельного состояния одного конкретного человека. И эта же благодать, дарованная по заступничеству Пречистой Богоматери, защищает целые города и государства христиан от противников веры Христовой, от тех, кто пытается создать препятствия для жизни по Евангелию. Ежегодно вспоминая это двойное вмешательство силы Божией в жизнь человека, мы укрепляемся в надежде, что Господь в жизни и каждого из нас, и нашего Отечества снова явит Свою милость и Свое всемощное Божественное заступничество.

Часто бывает, что человек во время Великого Поста начинает обостренно чувствовать свою немощь. Но это прекрасный повод для того, чтобы еще сильнее возложить свое упование на Бога. Поскольку пищевой пост не является самоцелью христианской жизни, каждому православному христианину нужно внимательно следить, насколько этот пост приносит ему духовную пользу. Если духовной пользы нет, это означает, что для этого человека пост во многом теряет свое значение. Необходимо очень внимательно присмотреться к своему внутреннему человеку. Может быть, нужно усилить дела милосердия, подумать о ближних, уделить им больше внимания.




***

«Для христианина нет оконченного курса,
он вечно ученик и до гроба ученик»


Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в поселке Кратово, Подмосковье:


– Богослужение 5-й седмицы Великого поста – совершенно особенное, другой такой седмицы нет в году. Утреня четверга, которая совершается в среду вечером, призывает нас, говоря словами преподобного Андрея Критского, облобызать покаяние.

Великий покаянный канон преподобного Андрея читается Великим Постом дважды, а на этой утрене – полностью, к тому же в соединении с житием преподобной Марии Египетской. Это единственное житие, которое полностью входит в наше православное богослужение. Покаяние как главное дело всей жизни после глубочайшего падения, бесповоротный отказ от греховной жизни, подвиги преподобной Марии – всё это помогает нам, вняв словам Великого покаянного канона, и самим покаяться. Наши духовные наставники призывали нас изучать богослужение, ибо в нем – все богословие. Богослужение – наша главная духовная школа.

И житие, и канон учат нас тому, что нет предела духовному совершенствованию. Они говорят нам о том, что как бы мы ни старались молиться, поститься, каяться, перестраивать свою душу на евангельской строй, как говорил старец иеромонах Серафим (Орлов; 1890-1975), – духовные труды могут быть неизмеримо, несравнимо большими. И житие, и канон призывают нас не смотреть друг на друга: кто как постится или кается, – но смотреть на святых, как бы ни был высок их пример, но потому-то он нам особенно полезен. Есть такое высказывание: «Если будете смотреть друг на друга, то будете хуже неверующих».

Н.В. Гоголь прекрасно знал наше богослужение, глубоко изучал наследие святых отцов. Он писал, что «для христианина нет оконченного курса; он вечно ученик и до гроба ученик… Где для других предел совершенства, там для него оно только начинается...»

Так что мы не вспять призываемся идти, оставляя, скажем, исповедь перед причащением, даже если есть такая возможность, но, напротив, – совершенствоваться в покаянии.

Перед Святой Чашей мы слышим: Со страхом Божиим и верою приступите. А без исповеди, без покаяния – выходит, бесстрашно?

Великопостное богослужение настраивает нашу душу, как камертон, на глубокое покаянное чувство, как истинное состояние православного христианина, чтобы мы старались хранить его весь год, до следующего Великого Поста.

Анна Ерахтина

Стояние Марии Египетской

Отправлено 9 апр. 2019 г., 21:08 пользователем Ксения Ванакова   [ обновлено 9 апр. 2019 г., 21:09 ]



10 апреля 2019 года – Стояние Марии Египетской
Вечером в среду 10 апреля 2019 года, на пятой неделе Великого поста, в православных храмах совершается особая великопостная служба – Стояние Марии Египетской(«Мариино стояние»).

По Уставу данная служба должна совершаться на утрени четверга пятой недели, однако на практике она совершается именно в среду вечером.

На этой достаточно продолжительной службе полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египетской (+ 421 г.).

Святая Мария является в православии примером того, как человек может пройти путь от великого грешника до великого праведника.

Житие преподобной – пример глубины греховного падения человека и его благодатного возрождения путем истинного покаяния, веры, молитвы и, одновременно, помощи Божией.

Сама преподобная Мария, будучи изначально женщиной распутной, грешной, в итоге, с помощью чуда Божиего, сумела обратиться к покаянию и искупить свои грехи, проведя большую часть жизни в великих аскетических подвигах.

Великим постом Православная Церковь на примере Марии Египетской еще раз призывает всех верующих к серьезному переосмыслению своей жизни и к истинному раскаянию в совершенных грехах.

Материалы журнала "Фома"


СОВЕТЫ ИЗ «ЛЕСТВИЦЫ» СОВРЕМЕННЫМ ХРИСТИАНАМ

Отправлено 7 апр. 2019 г., 02:43 пользователем Наталья Скоробогатова


В четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова празднует память преподобного Иоанна Лествичника, автора известной во всем христианском мире книги «Лествица». Мнение Церкви об этом сочинении необыкновенно высоко. «Лествица» по своему духу и высоте слова приближается к Священному Писанию, эта книга – шедевр святоотеческой мысли и духовного опыта. «Лествица» – учебник монашеской жизни. Монашество всегда было и останется «светом для мирян», уделом самых ревностных последователей Христа Спасителя.

Духовный подвиг, правильный и законный, просвещает Светом Христовым разум и сердце человека. Вот почему среди иноков так много знатоков Священного Писания и подлинных духовных писателей. Благодать Божия раскрывает монахам-подвижникам тайны духовной жизни. Этими душеспасительными знаниями угодники Божии с истинно христианской любовью делятся со всеми, желающими милости Божией и спасения души…

А как же миряне? Возможно ли им, «имеющим жен и детей», приближаться к пламенному огню – источнику духовной мудрости? Можем ли мы оторваться от повседневной суеты, многозаботливости и трудностей семейной жизни, чтобы прикоснуться к монашескому опыту и прославить память преп. Иоанна Лествичника? Или нам достаточно только Великим постом в день памяти великого подвижника прослушать краткую проповедь о его жизни? А, может быть, опасно нам, мирянам, увлекаться «высотами духовной жизни», от которых бывает один шаг до прелести и пагубного самопревозношения.

Наши благочестивые предки любили перечитывать «Лествицу», особенно во время Великого поста. Как и Священное Писание, «Лествица» каждый раз прочитывается и понимается по-новому, как будто духовный мир становится нам ближе. Стремление изучать опыт и традиции Православной Церкви, раскрытие для человека смысла святоотеческих изречений, понимание ранее непонятого – все это добрые признаки того, что мы идем в нужном направлении, а наша духовная жизнь строится по правильным законам.

Не будем унывать, если при чтении «Лествицы» возникают трудности в понимании ее в целом или отдельных стихов. Господь открывается не пытливому уму и высокому интеллекту, а кроткому и смиренному сердцу. Это важнейшее правило аскетики и христианского богословия.


Господь открывается не пытливому уму и высокому интеллекту, а кроткому и смиренному сердцу

Автором «Лествицы» является преп. Иоанн, игумен горы Синайской, именуемый Церковью Лествичником. Он подвизался в монашестве около 60-ти лет; получив от Бога многие благодатные дарования, преп. Иоанн к концу своей земной жизни стал мудрым наставником Восточного монашества.

Как известно, в монахи идут не для того, чтобы писать книги, а ради покаяния и борьбы со страстями. И лишь долг любви побудил преп. Иоанна Лествичника оставить свое безмолвие, молитвенные подвиги, благодатные созерцания и взять перо, чтобы передать братии тот бесценный опыт, который он стяжал в течение десятилетий строгой монашеской жизни.

Давайте откроем «Лествицу» в самом начале и внимательно прочитаем стихи 25 и 26 из первой ступени, посвященной теме отречения от мира. Отрекаться мира учат и другие святые отцы, например, авва Дорофей и преп. Исаак Сирин свои сочинения начинают с этой же темы.

Отречение от мира – это не только уход за монастырские стены и принятие иноческих обетов. Мир – это понятие собирательное. Мир, который отпал от Бога, – это совокупность всех страстей, он «лежит во зле» (1 Ин. 5, 19), в жизни грехолюбивого мира царствуют «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2, 16). Именно от такого мира призывает нас отречься преп. Иоанн Лествичник.

Итак, в 25-м стихе первой ступени «Лествица» призывает всякого христианина решить важную духовную проблему – избрать путь спасения в соответствии с настроениями его души. Для этого, по мысли преп. Иоанна Лествичника, нужно приложить «старание, совет духовного отца и собственное рассуждение». От этих трудов христианину со временем откроется воля Божия, указывающая соответствующее «место и образ жизни», а также «пути и обучения» искусству спасения. Узнать волю Божию о себе – важнейшая задача, к решению которой призывается всякий спасающийся. Встать на путь жизни, указанный Богом, – залог успешных духовных трудов и внутренней уверенности в правильности совершаемых подвигов. Христианские подвижники всегда стремились свои возвышенные душеспасительные желания, саму ревность о богоугождении согласовать с волей Божией. Все святые отцы считали самоволие причиной падений и искушений.

При этом важно помнить о свободе человека как великом даре Божием. Избрание пути спасения должно совершиться абсолютно свободно, без всякого насилия и принуждения. Сама воля Божия не препятствует человеку сделать свой личный выбор, лишь бы он соответствовал Евангельскому духу. Господь благословляет все доброе и чистое.

В наше время христианину нужно определиться, в каком звании он будет спасаться. Святая Церковь среди множества жизненных путей, главным образом выделяет два – монашество и брак. Тысячелетний опыт Церкви свидетельствует, что пребывание христианина в одном из названных состояний создает наиболее благоприятные условия для духовного совершенствования. Не вдаваясь в глубокую дискуссию о преимуществах каждого из путей, выделим общее и главное: и монашество, и брак научают жертвенной любви и трудам самоотвержения. Именно эти качества нашего сердца больше всего соответствуют духу Евангелия. Другое дело, что сами пути различаются и приносят на одной и той же доброй почве разные плоды. Но оба пути благословлены Богом и в жизни Церкви выделяются среди прочих как благодатные и богоугодные. Большинство спасенных вошли в Царствие Небесное после понесенных монашеских подвигов или трудов в христианской семье.


И монашество, и брак научают жертвенной любви и трудам самоотвержения

Трудно в наше время жить в одиночестве. Множество соблазнов, немощь плоти, искушения со стороны падших духов – все это напоминает об известном изречении – «один в поле не воин». Условия спасения – вопрос, требующий обязательного и мудрого решения. В каком-то смысле это вопрос жизни и смерти. Многие члены Церкви свидетельствуют, что принятие монашества или создание семьи подобны укрытию за крепкие и высокие стены, где вражеские искушения не имеют прежней опасности. Нужно только не сходить с избранного пути, а сам путь известен, ибо освещен многовековым опытом и церковной традицией. До тех пор, пока решение не принято, в душе постоянное смятение, внутренняя тревога, неуверенность в будущем и самом себе.

Решить подобную проблему и предлагает богомудрая «Лествица», призывая христианина приложить личное «старание, помощь духовного отца и собственное рассуждение». Эти советы исполнили тысячи христианских подвижников, угодившие Богу в этой жизни и наследовавшие Царство Небесное.

Среди множества духовных наставлений преп. Иоанна Лествичника выделим одно, на наш взгляд, очень важное. Обобщая опыт древних святых отцов, преп. Иоанн Лествичник призывает всякого спасающегося «идти царским путем». Другими словами этот путь называется «средним», и, согласно «Лествице», он «многим приличен». Применительно к монашеству речь идет о «терпеливом пребывании в общежитии». Сама «Лествица» написана преимущественно для общежительных монастырей и призывает главным образом упражняться в добродетели послушания. В связи с этим и миряне могут черпать из этой книги множество душеспасительных наставлений. Послушание, в отличие от девства или нестяжания, добродетель «универсальная» и общедоступная. Другое дело, что в каждой добродетели есть свои высоты, и миряне должны скромно занять приличествующее им место. С послушанием всегда были проблемы во всех монастырях, а о живущих в миру и говорить нечего. Зная подобную ситуацию, нельзя бездействовать, а тем более унывать. Нужно жить сегодняшним днем и делать то, что в наших силах.

Как найти этот «царский», средний путь? Каковы его признаки? Какие добрые плоды этого пути и какие искушения ждут подвижника на «царском пути» спасения? Подобные вопросы интересуют многих из нас. Ответы на них отчасти содержатся в 25-м стихе «Лествицы», где говорится о личном «старании, помощи духовного отца и собственном рассуждении». Все это поможет в выборе «золотой середины».

Кроме этого, добавим важный признак, на который можно ориентироваться в выборе пути. Речь идет об избежании крайностей и всевозможных «перегибов». Где все ровно – там и «царский путь». Ровность не означает застой и бездействие. Представим человека, который ровно поднимается в гору. Дыхание у него при этом спокойное, шаги твердые, а тело в напряжении.

В спорте есть понятие «устойчивого состояния». Его употребляют главным образом в тех видах спорта, где требуется проявление выносливости, например, в марафонском беге или лыжных гонках на десятки километров. Достигнуть финиша, а тем более победить можно только тому, кто задал себе правильный темп нагрузки и рассчитал свои силы. В духовной жизни работают похожие законы. Христиане подобны тем, кто поднимается на вершину горы, проплывает многие километры, идет или бежит по дороге в течение долгих часов.

Наш путь ко спасению труден. Идя по нему, мы должны пребывать «в устойчивом состоянии», совершенствуя свою «духовную выносливость». Иными словами, христианские труды должны соответствовать нашим силам. Правильные труды – те, которые держат подвижника «в духовном тонусе», доставляют радость и чувство удовлетворения, помогают одолеть бездействие, праздность, приводящие к унынию.

Перед нами стоит важная задача – избегать крайностей, т.е. чрезмерных трудов и пагубной лености. «Духовная выносливость», или добродетель терпения, крайне необходима всякому христианину. Недаром эта добродетель у святых отцов именуется «домом нашей души», а в Евангелии сказано, что только «претерпевший до конца спасется» (Мф. 24, 13).

Все вышесказанное раскрывает признаки «царского пути» спасения, о котором сказано в «Лествице». Повторим, что «каждому должно рассматривать, какой путь соответствует его качествам».

Духовная жизнь – процесс динамичный, это высшие «наука из наук» и «искусство из искусств». Никакие шаблоны и инструкции здесь не действуют. Даже мнение духовного отца – это всего лишь добрый и мудрый совет, исполнить или не исполнить который волен сам человек. Идти ко Христу можно только свободно и добровольно. Бог желает, чтобы человек только по доброй воле проявлял к своему Небесному Отцу самую чистую веру, послушание и любовь.



Протоиерей Андрей Овчинников

Источник pravoslavie.ru

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Отправлено 5 апр. 2019 г., 04:07 пользователем Наталья Скоробогатова


Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух… Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский



Тропарь праздника

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!

«Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий – Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»



Кондак праздника

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

«Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся Невеста, в брак не вступившая!»

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ

Отправлено 28 мар. 2019 г., 17:54 пользователем Наталья Скоробогатова

Слово о кресте …для нас, спасаемых, – сила Божия.
1 Кор. 1, 18



В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение.




При сем поклонении поется песнь:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста – до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.

«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир праздника.

О поклонении Кресту

… «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2, 15, 14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-нибудь станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что божество – благое и всемогущее, и истинное и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь – прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как – божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, – говорит апостол, – в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота , и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом – и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам – яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону – главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более – то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24, 30), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» (1 Кор. 1, 23). Хотя много христов и иисусов, но один – Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и , благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65, 2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!

Преподобный Иоанн Дамаскин,
Точное изложение православной веры кн. 4

источник pravoslavie.ru/1645.html

«ЗДЕСЬ ХРИСТОС БЛИЖЕ» Беседа с настоятелем храма на Косовом поле Николой Драгичевичем

Отправлено 25 мар. 2019 г., 19:34 пользователем Ксения Ванакова

Петр Давыдов и Горан Величкович

Отец Никола Драгичевич

В нескольких километрах от Приштины есть городок Косово Поле. Понятно по названию, что находится он рядом с историческим и духовным центром края – тем самым полем, где святой князь Лазарь вместе с соратниками сделал тяжелый, но светлый и спасительный выбор: лучше погибнуть за Христа и жить с Ним в вечности, чем спасти жизнь сейчас и потом вечно стыдиться. Потерпев в земной битве поражение из-за предательства части войска, косовские мученики победили в битве духовной. Помнят ли об этом их потомки? Как они живут в Косово? Да и можно ли назвать это жизнью? Оказывается, как считает и показывает собственным примером отец Никола Драгичевич, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины в Косовом Поле, не просто можно – настоящая-то жизнь только так и начинается, если ты ставишь Христа во главу своего существования. Об этом – наш с ним разговор сегодня.

«Колючка» как повод вспомнить о Христе

– Отец Никола, большой ли приход у вашего храма? Скольких прихожан он объединяет? Где они живут?

– Нас сейчас 50 человек, я имею в виду постоянных прихожан, тех, кто часто приходят на службы в храм. Живут они в четырех сербских деревнях рядом с Приштиной: Косово Поле, Кузьмин, Угляре и Батусе.

– Как часто совершаются богослужения в храме?

– По воскресным дням и великим праздникам. Ежедневно совершать литургию пока (надеюсь – пока!) затруднительно.


Зима в Сербии

– Не понаслышке знаю, что сербы не чувствуют себя на своей духовной родине, в Косово и Метохии, в безопасности. Количество сербских семей здесь, судя по статистике даже последних, относительно мирных, лет, резко сокращается. Часты и т.н. бытовые провокации – сам видел, когда был в Косовском Поморавье. А как дело обстоит в центральной части Косово? Могут ли православные спокойно прийти на службу в свой храм?

– Сложный вопрос. Прежде всего, сербы приходят в храм с верой в Бога – это и есть, наверное, главное условие безопасного передвижения. Существенных трудностей для человека, желающего приехать в нашу церковь, сейчас нет – транспорт работает неплохо. Другое дело, что ты едешь или идешь в храм из села, которое обнесено колючей проволокой. Вот это чувство выхода из анклава, преодоления «колючки», оно, знаете, хоть и сильное, но не из самых радостных, уверяю. Чувствуешь себя узником, живя в таких условиях. Впрочем, мы привыкли. Вера – главное в нашем деле.

«Нечеловеческие силы – молиться кротко за врагов»

– Приходят только сербы или албанцы тоже? Слыхал о таких случаях в Косово: в обители, пусть тайком, но приходят и албанцы, становятся православными.

– Это в монастырях Метохии. Да, есть такие радостные случаи, позволяющие надеяться на сохранение православного сердца Косово и Метохии. Здесь же, в обычном храме рядом с Приштиной, где все на виду, – нет, пока такого не было. Но это не значит, что мы не молимся о наших соседях, о просвещении их светом Христовой веры.

– Какова главная проблема для православных в Косово и Метохии сегодня?

– Жизнь за колючей проволокой, ощущение того, будто ты в тюрьме – это, наверное, главное. Ну, и то, что со всем этим связано: невозможность свободно передвигаться по Косово и окрестностям, свободно говорить на родном языке в родном крае, нападения на сербов в отдаленных и старых деревнях, провокации. Веселая у нас жизнь, если честно. С другой стороны, здесь лучше чувствуешь присутствие Бога, чем в тепличных условиях. Того стоит. А то Бога мы забываем часто – вот и приходится Ему напоминать о Себе, пусть и такими малоприятными для забывчивого православного средствами. Вы-то, русские, это хорошо знаете: вам весь ХХ век Бог о Себе напоминал. Столько мучеников и исповедников дала нам Русская Церковь, начиная со святого царя Николая!



Отец Никола с дочкой Анной
Чего здесь нет, так это скуки

– Все-таки, батюшка, почему вы согласились с семьей жить и служить в Косово и Метохии, если можно более-менее спокойно жить в «большой Сербии»? Тамошние реалии уж точно больше способствуют «комфортной жизни».


– А мы не за «комфортом» сюда приехали. Нам Христос нужен. Мой отец, он тоже священник, служил в Великой Хоче, это наш анклав на юге Метохии, в течение 50 лет. И я пошел по его стопам: закончил богословскую семинарию в Призрене. Наверное, настолько впитал в себя тот «призренский дух», что без Косово и Метохии мне невозможно представить свою жизнь. Так что я все еще служу в Косово, куда я привез свою жену и детей. Это было 13 лет назад. Несмотря на все трудности, ни слова ропота я не слышал – вот какая хорошая у меня матушка! Зорица ее зовут, прошу молитв о ней и о детях – Филиппе и Анне.

– Есть ли у ваших детей возможность получить в Косово хорошее школьное образование?

– Образование здесь сейчас очень плохое: преподавание слабое, внеклассных занятий для детей не существует. С Божьей помощью, мы привыкли жить и работать в трудных условиях. Много занимаемся дома: читаем, делаем уроки и т.д. Не скучно ничуть.

– Храм, где вы служите, находится в Косовом Поле. Место историческое, трагическое и святое. Чувствуется, что оно особое?

– Разумеется. Тут не только головой, но и духом, и даже физически ощущаешь мученический подвиг героев Косовской битвы, чувствуешь молитвы и заступничество святого князя Лазаря, для которого духовная свобода стала важнее телесного рабства, к чему, я уверен, он призывает сербский народ и сегодня. Свобода с Христом сильнее любого земного рабства.

– Есть ли при храме воскресная школа? Дети приходят на службы?

– В нашем храме пока нет, но в сербских школах Косово, в Призренской церкви проводятся занятия по, как это у нас называется, «Веронауке».



Матушка Зорица
Когда можно забыть про Косово

– Можно ли сказать, что для сербов, которые живут в Косово, несмотря ни на что, храм – это родной дом?

– Можно так сказать. Потому что именно Церковь сохранила людей, общины, чтобы выжить и остаться в Косово. Вокруг храмов сербы здесь и объединены – если объединяться вокруг чего-то или кого-то другого, а не вокруг Христа, ничего не получится. Как только мы ставим на место Бога что-то другое – политику, экономику, деньги, еще что-нибудь, – всё: можно забыть про сербское Косово. Не то нам завещал святой князь Лазарь.

Екатерининский храм, Косово Поле

– Приезжают ли паломники в Екатерининскую церковь?

– Сюда – очень мало. Но большой поток паломников из Сербии, других православных, и не только, стран мы видим в древние монастыри и церкви: в Печский монастырь, Высокие Дечаны, Грачаницу (это совсем рядом), Драганац и другие.

И почему Косово не забывается
Живела Русиjа!
– Как протекает обычный день обычного православного священника в Косово и Метохии?

– Как у обычного православного священника: служение в храме, поездки по селам и деревням, входящим в нашу общину, беседы с прихожанами, духовное окормление – это ежедневно. Звонят: «Батюшка, ты бы приехал на пару часов – тут кое-что обсудить надо» – срываюсь и еду. Это логично, я думаю: людям нужен священник, который живет их заботами, может разделить их боль и радость. Кстати, радости у нас хватает – не думайте, что кругом здесь сплошной мрак! Вот и пытаюсь быть таким священником. Что еще… Привычные дела настоятеля: там стену церкви почистить, тут подмести, с запасом дров разобраться, за коммуналку заплатить, кусты высадить, цветы полить, с детьми дома позаниматься – всё знакомо, в общем.

Пожелаете ли что-нибудь православным братьям с севера?

– Пусть приезжают! И как можно больше! Вы увидите, что Косово и Метохия – это не только, даже не столько география или геополитика, а наша духовная родина – здесь Христос и правда ближе. Здесь, в сербском Иерусалиме, вас ждут братья и сестры по вере и крови. Мы понимаем друг друга без переводчика, ведь правда? Кстати, правда, что ли, что «вредан» по-русски – «прилежный, трудолюбивый»?

– Ну, если брать ваше стремление хранить Православие в Косово, то вы, сербы, – очень вредные люди.
Божьего благословения всей братской России. Добро пожаловать к нам и нашей семье. Жду вас для молитвы в нашем храме.

Книги Давыдова Петра в интернет-магазине "Сретение"

20 февраля 2019 г.

Родительские субботы Великого поста

Отправлено 25 мар. 2019 г., 04:42 пользователем Наталья Скоробогатова



В 2019 году - только две родительские поминальные субботы Великого поста, отменяется родительская суббота на 4ой неделе поста, так как выпадает на 6 апреля – канун праздника Благовещения


Почему умерших поминают именно в субботу?


В Великий пост совсем немного дней, когда можно служить полную литургию, во время которой есть поминовение усопших — по будням (и то, не всегда) служится литургия Преждеосвященных Даров, а воскресные дни приурочены к особым Евангельским событиям. Единственный вариант — суббота. Поэтому их так и стали называть: «Родительские поминальные субботы». Под родителями здесь имеются ввиду все почившие родственники. И, конечно, в эти дни можно поминать не только родных, а всех крещеных усопших. Исключение — самоубийцы.



Зачем молиться об умерших?


Чтобы облегчить им загробную участь. Насколько это действительно им поможет — сказать трудно. По словам апостола Павла все христиане — единый организм, который может влиять друг на друга. Хочется верить, что не только в отрицательную сторону. Душа человека бессмертна и ее окончательная участь решается не после смерти тела, а после Второго Пришествия Христова. И до него мы можем молиться за умерших, так как сами они уже не могут повлиять на свое посмертие. Остаемся только мы — пока еще живые родственники и просто близкие люди, которые помнят умершего и переживают за него душой.



Можно ли молиться о некрещеном покойнике?


Можно, но дома. Так как этот человек при жизни не стал членом Церкви (а Таинство Крещения подразумевает именно это), то и смысла нет после смерти стараться его туда «затащить». Но какова его посмертная участь мы не знаем, она остается на усмотрение Господа. Многие святые говорили о том, что те люди, которые не знали Евангелия или их знания были искажены, будут судимы Богом не так, как те, кого достигла Благая весть. Некрещеных родственников можно поминать, молясь о них дома и творя добрые дела в их память.



по материалам журнала "Фома"

1-10 of 429