ХРИСТОС И БОГАТЫЙ ЮНОША

Отправлено 14 дек. 2018 г., 01:13 пользователем Наталья Скоробогатова

Евангелие от Луки (18,18-27):
«И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройди сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: Кто же может спастись? Но Он сказал: Невозможное человекам возможно Богу».

*********************************************

Комментирует протоиерей Игорь ГАГАРИН, настоятель Иоанно-Предтеченской церкви с. Ивановское

— Самая главная книга христиан называется «Евангелие», что переводится как «Благая Весть» или «Радостная Весть». Потому что каждое обращение к Евангелию обещает встречу со Христом, а встреча с Ним — самая радостная встреча на свете. Так должно быть, но... бывает и иначе.

Не для всех встреча с Господом обернулась радостью. Об одной такой встрече, оказавшейся очень печальной, будет рассказывать Евангельский отрывок, который прозвучит на литургии в ближайшее воскресенье. И понятно было бы, если бы со Христом встретился закоренелый грешник, не желающий каяться. Ясно, что ничего радостного для такого во встрече с Господом быть не может. Но нет, Воскресное Евангелие говорит о совсем иной встрече. С Господом встретился человек, который был гораздо лучше, чище и выше большинства окружающих. Он подошел к Иисусу Христу с надеждой, а отошел с печалью. Как же могло такое случиться?

Из тех, кто обращался ко Христу до и после него были разные проблемы: у одних — болезни, у других — тяжелые жизненные обстоятельства. А случались и такие, кто не был ни болен, ни несчастен, а, напротив, был очень даже благополучен, но душу его мучили некоторые вопросы, и найти ответы на них душа не могла. Как раз таким и был юноша, о котором повествует отрывок. Юноша подошел и спросил, что нужно сделать ему доброго, чтобы войти в жизнь вечную.

Какой разумный юноша! Как верно ставит он вопрос! Ведь, в самом деле, есть ли что-нибудь более важное на свете? И так ли много в мире людей, для которых вхождение в вечную жизнь – самое главное стремление?

Я не проводил статистических опросов, но дерзну предположить, что, если выйти на улицу и начать расспрашивать всех встречных, что для них самое главное, далеко не каждый назовет главным — вхождение в вечную жизнь. И даже далеко не большинство. Будет самое разное. И желание исцелиться от каких-то недугов, и преодоление жизненных невзгод, и благополучие детей, и многое, многое другое. Все это, действительно, очень и очень важно и нужно, кто спорит! И все же разве это сравнимо с вопросом: умру ли я или буду жить вечно, и что сделать для того, чтобы жить вечно.

Есть, конечно, люди, ни в какую вечную жизнь не верящие. Но не о них речь. Я думаю, что и очень многие верующие чаще всего реально переживают и заботятся о многом временном и преходящем гораздо больше, чем о том, чтобы избежать вечной смерти. А ведь если человек допускает возможность обрести вечную жизнь (хотя бы даже только возможность! ), то и тогда стремление достигнуть ее должно бы быть не сравнимо ни с каким другим стремлением. Многие, наверное, думают, что вхождение в вечность произойдет как-то само собой, естественным образом, чуть ли не по инерции. Живешь, живешь, потом — смерть, а за ней – новая жизнь. И самое главное – постараться, пока ты здесь, особенных гадостей не наделать, а в тех, которые все-таки наделали, —вовремя покаяться. Юноша, о котором мы говорим, так не думал...

Господь говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11.12). Что же это за усилие? Именно об этом спрашивает юноша, понимая, что для вхождения в вечную жизнь нужно сделать что-то доброе, большее, чем он уже сделал.

Ответ, однако, оказался неожиданным. Иисус Христос предложил ему пойти, продать все, что имеет, раздать вырученные деньги нищим и тогда прийти и следовать за Ним. Юноша этим ответом смутился, опечалился и отошел от Иисуса.
Почему же он опечалился? Потому что нужно было лишиться всего имения, а имение было большое. По-человечески понять его можно. Это лишь тому легко все оставить, кому нечего оставлять.

Но ведь Господь призвал не только "продать" и "раздать". Он еще и пообещал: "...будешь иметь сокровище на небесах". Этого, однако, юноша или не услышал, или не понял, или этому
не поверил. Больше мы с ним на страницах Евангелия не встречаемся. И многие, я знаю, читая эти строки, смущаются. Неужели, спрашивают они, только такой ценой мы можем войти в Царство? Неужели непременно от всего в жизни надо отказаться, чтобы стать учеником Христовым?

Но вернемся к тексту. Ведь предложение раздать все нищим было сделано юноше не сразу. Сначала ответ ему был иным: «Соблюди заповеди: …не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19. 17-19). Вот и все. Так поступай — и будешь жить! На этом можно бы поставить точку. Юноша отошел бы со спокойным сердцем, да и мы, читатели Евангелия, могли бы успокоиться. «Соблюди заповеди»! Дело, конечно, тоже непростое, однако для этого не надо что-то менять в жизни таким уж радикальным образом. Живя самой обычной жизнью, можем мы не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать и так далее. Однако юноша на этом не остановился. «Все это сохранил я от юности моей, - говорит он, - чего еще недостает мне?» (Мф. 19. 20). Что здесь – самообман или действительно этот молодой человек так хорош? Первое, что приходит в голову: не может быть! Неправда! Где найдешь такого, кто с юности неукоснительно следует всем заповедям Божиим?

И все же, я думаю, юноша не солгал. В Евангелии от Марка после этих слов читаем: «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Мк. 10. 21). Но ведь Господь всех любит! Конечно, здесь речь идет об особом чувстве. Иисус Христос действительно увидел перед Собой человека, который гораздо чище и нравственно выше окружающих. И при этом не самодовольного, а жаждущего двигаться дальше и достичь большего. Ведь не отошел он, успокоенный и обрадованный тем, что идет прямой дорогой в вечную жизнь. Мог ведь, услышав «соблюди заповеди» обрадоваться и вернуться с легким сердцем к обычной своей относительно праведной жизни, спокойно ожидая завершения ее временной части и перехода в вечную. Но нет. Ему присуще прекрасное качество — стремление к большему, жажда совершенства. Он знает: Нельзя останавливаться, надо идти дальше. Знает, что нужно что-то еще, и спрашивает: «Чего еще недостает мне?».

И тогда уже слышит то, что так смутило его. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

«Если хочешь быть совершенным!» Стремление к совершенству — прекраснейшее из стремлений. Желание быть лучше, чем ты есть — прекраснейшее из желаний. В той или иной мере оно присуще многим из нас, но вот сила этого желания.... Она бывает различной. Так часто, встречаясь с каким-то другим, куда менее прекрасным, а иногда даже и постыдным, желанием, оно уступает ему и отходит в сторону.

Но нам с вами сказано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5. 48). Но это вовсе не значит, что для этого нужно непременно и немедленно все продать и раздать нищим. И в Евангелии Господь не от всех этого требует. Вспомним хотя бы богатого Иосифа Аримафейского, Марфу, Марию, Лазаря. От каждого ждет Господь того, что именно он должен совершить во славу Божию.

Не каждому из нас нужно прямо сейчас отдать все, что имеет. Но каждому нужно быть готовому к тому, что когда-нибудь и от него этого потребует Господь.

Почему же этот юноша не смог сделать того, что сделали многие другие, гораздо более грешные? Например, мытарь Матфей? Дело не только в привязанности к своему имению. Здесь еще и маловерие. Ведь, предложив ему все продать, Господь пообещал: «…и будешь иметь сокровище на небесах». Значит, юноша этому не поверил. Если бы поверил, то разве стал бы держаться за земное! В конечном итоге и наше вхождение в жизнь вечную зависит от силы и полноты веры. Ее и будем в первую очередь просить в своих молитвах. Все остальное приложится.


Источник: Журнал "Нескучный сад" http://www.nsad.ru/articles/voskresnoe-evangelie-kto-hochet-byt-sovershennym
Comments