«Крещение огнем»: было или нет?

Отправлено 8 авг. 2018 г., 04:49 пользователем Ксения Ванакова   [ обновлено 8 авг. 2018 г., 05:27 ]

Есть мнение, что святой князь Владимир крестил Русь «огнем и мечом» — то есть насильно. Якобы несогласных он приказывал убивать, а их дома — сжигать. И выбора у людей не было: либо умри, либо крестись. Но это не так. Как? — рассказываем в «Слайдах».

— 01 —

Как возникло выражение?

Словосочетание «огонь и меч» встречается только в одном произведении — Иоакимовской летописи. Якобы ее написал первый епископ Новгорода — Иоаким. «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» — вот что там сказано о крещении Новгорода. Проблема в том, что летопись в оригинале никто не видел. А историк XVIII века Василий Татищев, который опубликовал ее фрагменты в «Истории Российской», и сам не верил в то, что ее написал Иоаким.


— 02 —

Что произошло в Новгороде?

Если верить летописи, в Новгород прибыло княжеское посольство из Киева вместе с епископом для крещения. Местный волхв и градоначальник настроили против них горожан, и те сожгли церковь, разграбили дома христиан, убили жену и родственников Добрыни — дяди Владимира. Тогда полководцы из Киева напали на город и подожгли его окраину. Новгородцы сдались, пожар потушили, а горожан крестили. При этом не сказано, что после бунта последовали казни, новгородцев не ставили перед выбором: крещение или смерть. По средневековым меркам реакция посольства из Киева была даже слишком гуманной.


03

Где-то еще были волнения?

Да. В XI веке были волнения в Новгороде, Ростове и Муроме. При этом стычки носили скорее политический, а не религиозный характер — люди пытались захватить власть и выйти из-под контроля Киева. Например, Новгород хорошо известен сепаратистскими настроениями. Объединение русских племен состоялось незадолго до крещения Руси, поэтому разногласия оставались. Еще одна причина редких волнений в том, что жрецы на Руси были не везде — часто их функцию выполняли князья или другое руководство, которые в итоге крестились.


04

Люди искренне крестились?

Не все. На том этапе нельзя говорить об искренности и сознательности выбора в принятии христианства — никто не хотел становиться врагом князя, который к тому же был для славян-язычников высшим духовным авторитетом и верховным жрецом. Владимир, кстати, свой выбор согласовывал со старейшинами.


05

Людей убивали миллионами за отказ креститься?

Это никак не подтверждается. Невозможно представить, как Владимир с дружиной насильно крестит Русь: он физически не мог угрожать всей стране. Достаточно вспомнить, что случилось с князем Игорем, когда он просто хотел повысить налоги у древлян. Если бы народ посчитал действия Владимира неправильными, его бы убили.


06

Почему люди не восстали против новой и чужой религии?

Христианство не было новой религией для Руси: в IX веке крестились первые князья, в X — бабка князя Владимира, Ольга. «Новую веру» насаждали не чужестранцы, действия которых русичи расценили бы как попытку захвата, а свои же князья и старейшины, которым народ доверял. «Если бы это не было добро, то не приняли бы того князь и бояре», — передает «Повесть временных лет» логику киевлян. В том же Новгороде, если верить Иоакимовской летописи, к приходу посольства из Киева уже были храм и община христиан.


07

А жрецы сопротивлялись?

Иногда. Например, из летописи известно, что в XI веке в Новгород пришел волхв, который смущал жителей своим учением, ругал христианскую веру и призывал убить епископа. Он обещал повторить чудо Спасителя — пройтись по воде и утверждал, что предсказывает будущее. Город разделился на два лагеря — одни поддерживали волхва, другие — князя и епископа. Князь спросил, знает ли волхв свое будущее. Тот самоуверенно заявил, что будет совершать чудеса. Князь выхватил из-под плаща топор и разрубил лжеца. Волнение прекратилось в тот же день.


08

Что в итоге?

Крещение «огнем и мечом» — миф, который не имеет под собой реальной исторической основы. Вот что по этому поводу писал церковный историк Антон Карташёв: «К сожалению, сохранившиеся у нас памятники проливают очень слабый свет на историю первоначального распространения христианской церкви по лицу земли русской, далеко недостаточный для изображения отчетливой исторической картины, и в своей совокупности выдают лишь ту общую характерную черту изучаемого явления, что крещение всего русского народа произошло сравнительно мирно и успешно». А еще «Огнем и мечом» — роман польского писателя, лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича.


Материалы журнала "Фома"
Comments