Вести православия


В хабаровских храмах возносятся молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции

Отправлено 24 мар. 2020 г., 18:04 пользователем Ксения Ванакова



Информационный отдел Хабаровской епархии

24.03.2020

На всех приходах Хабаровской епархии за Божественной литургией возносятся молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Тексты молитвенных прошений утверждены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 21 марта 2020 года.

Прошения на сугубой ектении Божественной литургии, возносимая во время распространения вредоносного поветрия:

- Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже милостивно пощадити нас от губительнаго поветрия на ны движимаго и избавити верныя люди Твоя от смерти душевныя и телесныя, недугующим исцеление и здравие подати, нам же всем Твое божественное ограждение и заступление, молим Тя, милосерде Господи, скоро услыши и милостивно помилуй.

- Еще молимся, о еже умирити смятение человек и страхования всяческая, упованием твердым оградити верных Своих, мир же и тишину вселити в сердца наша, молим Ти ся, Господи, услыши и помилуй.

Молитва во время распространения вредоносного поветрия чтомая:

Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих.

Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Патриаршая проповедь в Неделю Крестопоклонную после Литургии в храме благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы

Отправлено 24 мар. 2020 г., 18:00 пользователем Ксения Ванакова

22 марта 2020 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Радуюсь, что Господь привел меня сегодня в этот храм, чтобы вместе с вами разделить воскресную молитву в день, когда мы вспоминаем страдания Господа и Спасителя и поклоняемся Его Животворящему Кресту. В сегодняшнем чтении из Послания к Евреям (4:14-5:6) апостол призывает нас приблизиться к Престолу Божиему, чтобы получить нам милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Этот призыв словно специально обращен к нам сегодня. Естественно, что в тяжелое время, когда в стране и в мире началась эпидемия, человек в первую очередь думает о собственном спасении. Это заложено в природу человека, и, конечно, нужно делать все для того, чтобы уберечь себя, родных, близких, свое окружение от распространения инфекции.

Но мы знаем: когда возникает общая опасность, нередко разрушаются человеческие связи и каждый начинает думать только о себе. Иногда это приводит к потере человеческого лица, к междоусобной брани, к столкновениям, к общественным коллапсам. Сегодняшнее апостольское чтение призывает нас к тому, чтобы мы сохраняли способность совершать добрые дела, совершать благодеяния. Несмотря на инфекцию, которая провоцирует отчуждение одного человека от другого, мы должны не забывать наших ближних и в меру сил и возможностей оказывать им помощь — конечно, исполняя все необходимые предписания, с тем чтобы не оказаться разносчиками инфекции. Сегодня в нашей поддержке особенно нуждаются люди пожилые, одинокие, лишенные возможности даже за продуктами сходить — такие ведь есть, наверное, и среди наших соседей, родных и близких. Поэтому, оберегая себя и своих ближних от распространения инфекции, мы должны помнить, что никто не отменял совершения добрых дел, и неслучайно сегодня прозвучали для всех нас слова апостола из Послания к Евреям.

Пусть Господь всех нас укрепит. Давайте будем молиться о стране нашей, о народе нашем, о всем мире. В отличие от светских специалистов, у которых есть собственные объяснения причин этой почти глобальной эпидемии, мы должны посмотреть на ситуацию через призму наших духовных знаний и подумать: что же все это означает? Почему Господь попускает язву, поражающую многих людей? И возникает возможность подумать не только о гневе Божием, как это бывало в истории, но скорее о милости Божией. Господь призывает нашу самоуверенную технологическую цивилизацию, которая полагает, что ей все доступно и все возможно, оценить пределы своих возможностей и осознать свою хрупкость.

Действительно, мы имеем потрясающие научные исследования и их результаты, которые воплощаются в жизнь. Но Господь словно говорит нам: «при всем вашем могуществе вы очень хрупки, вы по-настоящему слабы, вы должны опираться — не только во времена катаклизмов, но и в каждый день своей жизни — на Мою помощь, на силу, которая превышает всякую человеческую силу».

Да, мы обязаны соблюдать все необходимые санитарные правила, ни в коем случае их не игнорируя, как делают люди зловредные, но именующие себя верующими, которые заявляют: «где же вера наша, если мы боимся инфекции?» Какой-то мудрый человек, отвечая на эту нелепость, сказал: «А ты перекрестись и спрыгни с пятого этажа! Но ведь ты этого не сделаешь, уповая на свою веру! Тогда почему ты людей подталкиваешь к тому, чтобы они нарушали правила, которые нужно исполнять, ссылаясь на веру?»

Вера должна давать нам силу для того, чтобы преодолевать недуги, чтобы поддерживать наших близких, чтобы, несмотря на ограничение передвижений и прочие ограничения, которые сегодня вводятся в человеческом обществе, мы ни в коем случае не теряли способность к доброделанию, как об этом учит нас сегодняшнее апостольское чтение. Мы должны оставаться людьми, способными любить и помогать другим, и одновременно достаточно сознательными и дисциплинированными, чтобы исполнять все то, что необходимо исполнять с точки зрения медицины, подчиняясь определенным санитарным правилам.

Еще раз хочу сказать: появление этой болезни должно помочь нам понять, в каком кризисе, связанном с самоуверенностью, с гордыней, пребывает сегодня человеческая цивилизация. Господь вразумляет нас разными путями. Он показывает сегодня ограниченность наших возможностей не для того, чтобы мы опустили руки, не для того, чтобы мы впали в растерянность, не для того, чтобы мы потеряли способность сопротивляться, но для того чтобы мы осознали свою собственную хрупкость и хрупкость современной человеческой цивилизации. И чтобы мы, продолжая трудиться, ни в коем случае не теряя духовного оптимизма, тем не менее понимали, что над всем — Бог, над всем — Его всемогущая десница.

Нынешние обстоятельства должны еще больше укрепить нас в вере. А те, кто сомневается, пройдут, может быть, через эти испытания и, при правильном к ним отношении, из сомневающихся станут верующими. Будем надеяться, что и кто-то из неверующих увидит в испытаниях руку Божию и Его милость, и откроются сердца людей, еще вчера бывших каменными, и соделаются они детьми Авраама, как об этом говорит нам Слово Божие.

Поэтому с верой и надеждой на Господа мы должны проходить эти дни испытаний. Еще раз хочу сказать: не пренебрегая никакими санитарными правилами и медицинскими указаниями, но одновременно сохраняя сильную веру. Пусть эти испытания помогут нам посмотреть и на самих себя с критической точки зрения, задать самим себе вопрос о своей собственной жизни: все ли у нас правильно, все ли у нас хорошо, или мы слишком привыкли хотя бы к относительному, но все таки весьма отличающемуся от прежних времен благополучию.

Да поможет нам Господь сохранить здравие. Да сохранит Господь в здравии и благоденствии народ наш, Отечество наше и весь мир, и да укрепит Господь через это испытание нашу веру и надежду на Его всемогущую десницу. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Церковь чтит память святого благоверного князя Даниила Московского

Отправлено 16 мар. 2020 г., 21:12 пользователем Ксения Ванакова   [ обновлено 16 мар. 2020 г., 21:16 ]


Церковь чтит память   святого благоверного князя Даниила Московского (+ 1303 г.), заложившего основы возвышения Московского княжества, празднует Православная Церковь во вторник 17 марта 2020 года.

Даниил родился в 1261 году. Он был младшим сыном легендарного князя Александра Невского. Свое детство княжич провел в Твери, где правил его дядя Великий князь Владимирский Ярослав Ярославич.

Доподлинно неизвестно когда и от кого молодой княжич получил в правление Москву, но предполагают, что это произошло примерно в 70-ые годы XIII столетия.

Впервые же в летописях как князь Московский Даниил упоминается под 1282 годом. Правление его началось с восстановления города после нескольких лет запустения, связанных с нашествием на Русь орд татаро-монголов.

Даниил Александрович вынужденно принимал участие в ряде военных конфликтов, но при этом вел себя максимально миролюбиво. Известно, что большинство усобиц, в которых он участвовал, не доходя до кровопролития, оканчивались миром. Главной же задачей, которую ставил себе князь, было обезопасить Москву от разорения путем мудрой политики.

Другой целью было прирастить к своим землям как можно больше других территорий. Даниил понимал, что только таким путем – миром, тишиной и увеличением земель, можно укрепить и возвысить Москву. Так, в годы его правления к Московскому княжеству были присоединены Коломна и Переяславль.

Благоверный князь не забывал и о духовной жизни. Известно, что с самого начала своего правления в Москве он прославился добрыми делами, помощью нищим и обездоленным.

Князь вошел в историю и как основатель одних из первых на Москве монастырей. Южнее города, за Москвою-рекою им была основана обитель в честь своего небесного покровителя преподобного Даниила Столпника – известный ныне Свято-Данилов монастырь. Также им была построена церковь в честь преподобного Даниила. Помимо этого, князь основал Богоявленский монастырь.

5 марта 1303 года князь скончался, приняв перед этим монашеский постриг. Сегодня рака с мощами святого Даниила Московского пребывает в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.

В Израиле службы в русских храмах проходят в закрытом режиме

Отправлено 16 мар. 2020 г., 19:54 пользователем Ксения Ванакова


ТЕЛЬ-АВИВ, 16 мар - РИА Новости. Храмы, монастыри и подворья, находящиеся в ведении Русской духовной миссии (РДМ) Московского патриархата в Иерусалиме, до особого распоряжения будут проводить службы в закрытом режиме, сообщили РИА Новости в РДМ.
"По распоряжению начальника миссии в храмах, подворьях, монастырях на Святой земле все службы до особого распоряжения будут проходить в закрытом режиме в соответствии с распоряжением минздрава Израиля, запретившим мероприятия с участием более 10 человек", - сообщил РИА Новости секретарь миссии игумен Никон (Головко).



В ведении Русской духовной миссии находятся Горненский женский монастырь в Иерусалиме, Троицкий собор, подворье святой Тавифы в Яффо, церковь святых Праотцев в Хевроне и другие.

По данным источника в Греческой патриархии, Храм Гроба Господня в Иерусалиме пока остается открытым, однако число участвующих в богослужениях будет снижено в соответствии с требованиями властей. Формат церемонии освящения благодатного огня в Великую Субботу 18 апреля окончательно не определен, но, по данным источника, скорее всего, она пройдет без паломников, а присутствие представителей православного духовенства будет резко ограничено.


По данным израильского министерства здравоохранения, число диагностированных случаев коронавируса в Израиле достигло 255 человек. В стране не работают развлекательные и спортивные заведения, рестораны, кафе, магазины, кроме продовольственных, закрыты школы и детские сады. Ранее премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что вводится двухнедельный карантин для всех прибывающих из-за границы.

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

Отправлено 9 февр. 2020 г., 20:15 пользователем Ксения Ванакова

2020 год объявлен в России Годом Антарктиды — 200 лет назад материк был открыт русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. В 2016 году в Антарктике побывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. О своих впечатлениях от этой поездки и о духовном значении Антарктики для мирового сообщества Святейший Владыка рассказал в интервью Екатерине Грачевой, показанном накануне в эфире телеканала «Россия 24».

«Хотя красок в Антарктиде мало, в основном белые и черные, но впечатления очень яркие. Это особое место, оно не может не производить впечатление — в первую очередь, конечно, удивительной природой», — сказал, в частности, Предстоятель Русской Православной Церкви.

Особую радость Его Святейшества вызывает тот факт, что все мировое сообщество взаимодействует в Антарктике без каких-то заметных конфликтов: «там не размещено никакого оружия, нет никакого противоборства, но люди перед лицом величия природы тесно работают друг с другом».

«Если кто-то попадает в беду, никто не спрашивает, какой национальности этот человек, все идут ему помогать. Эта особая атмосфера сотрудничества, взаимодействия, некоего антарктического братства, конечно, произвела на меня очень хорошее впечатление», — добавил Патриарх Кирилл.

Именно в таких местах, где человек столь явственно нуждается в помощи Божией, особо важно присутствие Церкви — «среди тех, кто проходит через сложные жизненные обстоятельства и риски», подчеркнул Святейший Владыка.

«Духовная поддержка для людей, находящихся в экстремальной ситуации, важнее любой другой, — убежден Предстоятель. — Конечно, Антарктида является таким континентом, таким местом, где духовная поддержка для людей очень важна».

По словам Его Святейшества, возведение храма в Антарктике продолжает традиции русского Православия. «Неслучайно и у Беллинсгаузена, и у Лазарева на борту их судов были священнослужители. Вы упомянули имя иеромонаха Дионисия, инока Александро-Невской лавры, который действительно первым из духовенства в 1820 году подступил к земле — лучше сказать, ко льдам Антарктиды. Все это было очень естественно, потому что не плавали русские корабли без священников. Но и сейчас это естественно, потому что вера православная живет в сердцах наших людей, в том числе тех, кто осваивает Антарктиду», — подчеркнул Святейший Владыка.

«Пребывание в Антарктиде требует очень большого напряжения сил. Поэтому опора на молитву, опора на помощь Божию очень естественна, — продолжил Патриарх. — Присутствие храма, присутствие священнослужителя — не просто логическое продолжение всего того, что было в нашей истории, когда Церковь сопровождала сынов нашего Отечества в самых тяжких обстоятельствах, в том числе военных и прочих, но еще и ответ на реальную потребность людей. Если бы не нужен был священник, не нужен был храм в Антарктиде, то он никогда бы и не появился».

Предстоятель с удовлетворением констатировал, что договор об Антарктиде 1959 году положил надежное основание плодотворному международному сотрудничеству на континенте, которое поддерживается до наших дней.

«Думаю, очень большую роль играет понимание того, что Антарктида — совершенно особое место на планете, и нарушить режим, который определяется договором, — режим сохранения этой уникальной природы — ни у кого рука не поднимается. Дай Бог, чтобы как можно дольше ни у кого не возникал соблазн использовать Антарктиду в утилитарных целях, которые могли бы привести к нарушению существующего там порядка», — заявил Святейший Владыка.

«А порядок действительно удивительный. Это какой-то отблеск Божиего Царства. Я уже об этом говорил — и люди, и пингвины, и удивительные просторы Антарктиды находятся в каком-то гармоничном взаимодействии. В первую очередь, незаметен человеческий грех, который словно подавляется силой и красотой природы, а также необходимостью помогать друг другу для того, чтобы выживать в этих условиях», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Владимир Легойда: Призыв Патриарха внести в преамбулу Конституции РФ упоминание Бога - это приглашение к началу дискуссии

Отправлено 9 февр. 2020 г., 20:13 пользователем Ксения Ванакова



Выступая в эфире программы «Светлый вечер» на радио «Вера», председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда заявил, что предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла упомянуть Имя Божие в Конституции Российской Федерации важно воспринимать как призыв к началу дискуссии, что подчеркивает предельно уважительное отношение ко всем гражданам России, сообщает Патриархия.ru.

«Речь идет о возможности внесения упоминания Бога в преамбулу Конституции, а не о статье в Конституции. Святейший Патриарх Кирилл предложил обсудить такую возможность», — подчеркнул представитель Церкви. В.Р. Легойда также добавил, что такое упоминание не приведет ни к какой дискриминации неверующих.

Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ напомнил о положительном опыте внесения по инициативе Русской Православной Церкви изменений в преамбулу Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

«В свое время, по предложению Русской Православной Церкви, а именно тогда еще митрополита Кирилла, в преамбуле закона о свободе совести появилось упоминание традиционных религий России — религий, "составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России"», — пояснил представитель Церкви.

«Мне кажется, вопрос упоминания Бога в преамбуле — это вопрос нашей оценки своих корней, готовности признать мировоззренческие истоки нашей цивилизации», — заключил В.Р. Легойда.



8 февраля 2020 г.

Возрождение храма в Вознесенском

Отправлено 5 февр. 2020 г., 19:00 пользователем Ксения Ванакова

Информационный отдел Хабаровской епархии

04.02.2020

Село Вознесенское Амурского района Хабаровского края расположено на высоком правом берегу Амура. Здесь проживает около двух тысяч человек, но своего храма в селе пока нет, богослужебная деятельность проходит в молельной комнате при больнице.

Уже четвертый месяц настоятелем прихода Вознесения Господня назначен клирик храма святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы иерей Константин Хабибов.

Конечно, на селе есть свои особенности служения. Например, в городе священник знает не всех прихожан, а в деревне – всех. Поэтому и на причастие многие приходят, даже свое имя не называя. В городе суета, а в селе, конечно, поспокойнее. Да и вопросы людей интересуют более насущные, «приземленее», что ли.

По словам священника, приход в селе небольшой - порядка десяти человек, Божественная литургия совершается раз в две недели. Помимо молитвы отец Константин проводит духовные беседы как со взрослым населением, так и со школьниками. По инициативе руководства местной школы он рассказывал ребятам на уроках православной культуры о Рождестве и Воскресении Христовом.

- Сейчас главной задачей является строительство храма в селе, - говорит отец Константин. – Он будет расположен в сам центре, вместимость - 150 человек. Весной планируется залить фундамент и установить каркас храма. Сам храм будет модульным, сборным, его соберут к концу лета.

Помимо села Вознесенское отец Константин ведет миссионерскую деятельность и в Амурске. В этом городе он посещает шесть школ, общается с учениками и преподавателями на духовные темы, так же проводит беседы со студентами Амурского политехнического техникума и молодежью на приходе святого преподобного Серафима Саровского.

 


Представители Хабаровской епархии приняли участие в совещании под председательством Губернатора края

Отправлено 4 февр. 2020 г., 23:51 пользователем Ксения Ванакова

Информационный отдел Хабаровской епархии

05.02.2020

В конце января в актовом зале Дальневосточного государственного медицинского университета состоялось совещание по реализации национальных проектов в Хабаровском крае.

Участие в мероприятии приняли около 300 человек. Среди них представители региональной Общественной палаты, органов исполнительной власти и местного самоуправления, социально ориентированных некоммерческих организаций были и представители общественных советов.

Хабаровскую епархию представили руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению иерей Николай Ворожбит и руководитель сектора по взаимоотношениям Церкви с обществом Анастасия Духовникова.

Также отец Николай является представителем Общественного совета при Министерстве Здравоохранения Хабаровского края.

В Хабаровском крае реализуется 11 национальных проектов. В ходе встречи, выступающие подвели итоги их реализации в крае и наметили перспективные планы на будущее.

Как отметил глава региона Сергей Фургал, реализация национальных проектов в субъектах Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности региональных властей и находится под личным контролем Президента страны.

- Для нас важно и отрадно, что в 2020 году нацпроекты в Хабаровском крае будут направлены на социальную сферу,  - поделился по окончании совещания отец Николай. - А приоритетными целями на 2020 год по-прежнему определены повышение рождаемости, укрепление семьи, развитие здравоохранения и образования.



Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ поддержал идею закрепить в Ко понятие о браке ка о союзе мужчины и женщинынституции

Отправлено 2 февр. 2020 г., 17:50 пользователем Ксения Ванакова



Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда поддержал предложение внести в Конституцию пункт о защите традиционных семейных ценностей и закрепить понятие семьи как «союза мужчины и женщины», сообщает Патриархия.ru. Ранее с таким предложением выступил заместитель главы Всемирного русского народного собора К.В. Малофеев.

«Церковь всегда признавала безусловный характер естественного нравственного закона, согласно которому семья воспринимается как установленный Богом союз мужчины и женщины, о чем прямо и неоднократно говорится в Библии», — заявил В.Р. Легойда.

«Только союз мужчины и женщины, построенный на любви и верности, может принести подлинное счастье всем членам семьи», — добавил он.

По словам председателя Синодального отдела, предложение Всемирного русского народного собора опирается на традиционное представление о браке, которое разделяют люди, проживающие во многих странах.

В.Р. Легойда напомнил, что представление о браке как о союзе мужчины и женщины можно найти в Конституциях таких стран, как Бразилия, Куба, Польша, Венгрия, Болгария, Украина, Латвия, Литва, Молдова, Парагвай, Колумбия, Боливия, Эквадор и др.

«Полагаю, что включение в этот список России наглядно показало бы бережное отношение многонационального российского народа к своим традиционным ценностям в условиях стремительного упадка института брака и семьи. Мы приветствуем намерение сопредседателя Рабочей группы по внесению поправок в Конституцию А.А. Клишаса рассмотреть это предложение», — заключил представитель Церкви.


1 февраля 2020 г.

“Совместное чтение, дорога в храм и походы в театр ” – новый министр культуры России рассказывает о своем детстве и родителях

Отправлено 26 янв. 2020 г., 23:11 пользователем Ксения Ванакова


Новым министром культуры России назначена глава Департамента кинематографии Минкульта Ольга Любимова. Она вступила в полномочия 21 января указом президента Владимира Путина.

Пять лет назад журнал “Фома” публиковал материал “Лучшее время, проведенное вместе”, в котором разные люди рассказывали про самые ценные моменты общения со своими родителями. Вот, что рассказала нам Ольга Любимова о своем детстве:

Одно из самых лучших времяпрепровождений с папой — это наши походы в театр, традиция, которую мы соблюдаем до сих пор. Мне было года три, когда папа с мамой в первый раз повели меня в театр. Это была «Синяя птица» во МХАТе им. Горького в переводе моего дедушки. Я была такой маленькой, что нас даже в зал пускать не хотели. Позже походы в театр становились все регулярнее. В подростковом возрасте я за сезон, как хороший театровед, отсматривала до 20 премьер. Спасибо маме, что разрешила мне все эти годы сидеть рядом с папой на ее месте. Обычно мы шли вместе с папой, вдвоем, и я делилась своими впечатлениями. Папа называл это «ты журчишь». Идет маленький ребенок и «журчит», «журчит» про увиденное, делится чем-то.

А особенно это было важно, думаю, для нас обоих, в период моего переходного возраста, лет с 12 и до 17. Но и после университета я часто бегала встречаться с папой перед походом в театр. Возможно, в какой-то момент эти мои оценки увиденного стали более осмысленными и интересными. Но и непосредственные детские впечатления ему, как человеку, который всю жизнь работал в театре, были любопытны. Папа открыл мне Марка Захарова, Петра Фоменко, Сергея Женовача и во многом сформировал мой взгляд и на литературу, и на театр, и на искусство в целом.

А еще мы часто ходили в храм. Тогда открытых храмов было очень мало. Моим детям сейчас в это сложно поверить. Обычно мы шли через парк Павлика Морозова в храм Иоанна Предтечи на Красной Пресне, а на даче нам приходилось преодолевать расстояние аж в 10 километров. Тогда папа сажал меня на багажник велосипеда или на свои плечи, и снова всю дорогу мы «журчали» о чем-то.

Я не Лев Николаевич Толстой и многого из своего детства не помню, но то ощущение, когда ты вместе с папой куда-то идешь, мне кажется, для девочки просто невероятное! Были у нас и какие-то секретики, которые папа знал и вместе со мной скрывал от «женской половины» дома — от мамы, няни и бабушки — или прикрывал меня.

Еще мне было безумно уютно и тепло, когда папа читал мне вслух. Это была классика, зарубежная и русская. Он начал читать мне достаточно рано, не боясь перегрузить, важнейшие произведения отечественной литературы. Я помню, была совсем маленькой школьницей, когда он читал мне «Преступление и наказание», и меня так беспокоила судьба Раскольникова, что я начинала плакать, трясти папу и говорить: «Папа, ну почему он не устроится на работу? Почему все так плохо в этой вашей русской литературе? Почему все так страдают?» Таким образом, к университету практически всю программу факультета журналистики по русской и зарубежной литературе я уже выслушала в исполнении отца.

А теперь эта традиция подхвачена, и перед сном я читаю своим детям. Они карабкаются на меня, младшая дочка начинает делать какие-то устрашающие прически на моей голове, старший сын просто лежит рядом (а раньше, помню, он катал по моей спине или ноге какую-нибудь машинку), а я читаю им разные книги. За последние 20 лет появилось много новых авторов и переводов. Например, Астрид Линдгрен, книг которой практически не было в моем детстве. Вот ее сказочная повесть «Братья Львиное Сердце» — очень глубокое христианское произведение, конечно, его не переводили в 1980-е. Теперь я с наслаждением наверстываю упущенное, читая вместе с детьми.

Совместное чтение, дорога в храм и походы в театр с последующим обсуждением — одни из самых ярких моих детских воспоминаний. И, действительно, основа моего нравственного воспитания. Ответы на несметное количество важнейших вопросов в жизни каждого подростка, как мне кажется, я получила в зрительном зале или слушая отца, читающего мне классику. Мы читали так вместе лет, думаю, до четырнадцати, под «Мастера и Маргариту» я уже плела фенечки…

Мы рассуждали и вместе приходили к какому-нибудь решению. И это было гораздо важнее, чем требовать от меня беспрекословно подчиняться представлениям родителей о том, как нужно себя вести. Теперь все это стало традицией и для моей семьи…

А вот, какими воспоминаниями о детстве Ольги Борисовны поделился ее отец:

Борис Николаевич Любимов, ректор Высшего театрального училища им. Щепкина

Накопив достаточно опыта в воспитании не только детей, но и внуков, о наиболее приятных и эффективных способах времяпрепровождения я могу говорить обобщенно.
Очень важно вместе читать книжки. Для моей дочери это было большим наслаждением: мы прочитали почти всю русскую литературу, включая «Капитанскую дочку», «Преступление и наказание», всю «Войну и мир», «Белую гвардию» и многое другое.
А еще такие способы культурного обогащения, как поход в театр, в музеи, совместные прогулки по Москве, на природе. Для ребенка это всегда возможность поразмышлять, это радость, но это и слезы. Скажем, когда в книге доходим до какого-то горького места или в театре — момент напряженного действия, моя внучка вполне может заплакать. Она знает, что в конце все будет хорошо, но все равно расчувствуется. Вообще, мне кажется, смех и слезы, грань между весельем и горем, когда наступает катарсис — это то, чем и живет человек.

А отдохнуть, отвлечься от умственного напряжения можно, играя с животными. У меня всегда были собаки, и когда я, моя маленькая дочь или, как теперь, маленькие внуки, вместе играем с собакой, просто валяя дурака, — это тоже большое наслаждение и для меня, и для детей.

1-10 of 235