Вести православия


Казанский режиссер снимет фильм о княгине Елизавете Романовой

Отправлено 18 февр. 2018 г., 1:12 пользователем Наталья Скоробогатова

Казанский режиссер снимет фильм о княгине Елизавете Романовой

Документальная картина создается к 100-летию ее гибели. Режиссер отмечает, что великая княгиня сыграла большую роль в судьбе Казанского Богородицкого монастыря, в котором была обретена Казанская икона Божьей Матери.


«История Елизаветы Федоровны меня как режиссера привлекала своей драматичностью и символизмом. Великая княгиня, сестра императрицы, красивейшая женщина своего времени, которая простила убийц мужа, отказалась от богатства, посвятила жизнь помощи бедным и была сброшена в шахту большевиками. Это история библейского масштаба. Это не просто рассказ о человеке, это притча о добродетели и зле, о судьбах России, это портрет эпохи», – рассказал «РГ» Алексей Барыкин.

Сценарий фильма режиссер писал больше полугода, изучив перед этим результаты различных исследований. Съемки проходили в Казани, московской Марфо-Мариинской обители и в Алапаевске. Съемочная бригада будет работать и в храме Марии Магдалины Иерусалима, где находятся останки Елизаветы Романовой.


В Казани съемки проводятся по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Научным консультантом картины стал проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий.

Главную роль в фильме сыграет Илзе Лиепа, также в нем снимутся Александр Михайлов, Андрей Мерзликин и другие известные российские актеры.

Съемки планируется закончить в начале апреля, а премьера картины анонсирована на июль – к памятной дате со дня гибели Елизаветы Романовой.


Елизавета Федоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская ) – принцесса Гессен-Дармштадтская, в супружестве за русским великим князем Сергеем Александровичем великая княгиня царствующего дома Романовых. Почетный член и председатель Императорского православного палестинского общества с 1905 по 1917 год. Основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. Почетный член Императорской Казанской духовной академии.
Прославлена в лике святых Русской православной церкви в 1992 году.

Объявлен региональный этап конкурса-фестиваля декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо»

Отправлено 14 февр. 2018 г., 2:16 пользователем Наталья Скоробогатова



С 26 февраля до 5 марта 2018 года в Хабаровске пройдет региональный этап XIМеждународного конкурса-фестиваля декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо».

Региональный этап конкурса-фестиваля проводится школой дизайна «Линии» при Тихоокеанском государственном университете при поддержке отдела образования Хабаровской епархии.

Участниками конкурса могут быть учащиеся и педагоги образовательных учреждений и учреждений культуры, студенты и преподаватели творческих специальностей, своевременно приславшие соответствующие документы и конкурсные работы.

Возрастные группы участников:

6–8 лет, 9–11 лет, 12–14 лет, 15–17 лет, от 18 лет и старше (для студентов, педагогов, родителей и учащихся старше 18 лет).

Номинации:
1. «Умелец» — пасхальные яйца, выполненные в технике росписи, выжигания и резьбы по дереву.

2. «Творец» — пасхальные яйца, выполненные в технике аппликации, декупаж, квилинг, работы из природных материалов.

3. «Вдохновение» — пасхальные яйца, выполненные в технике вышивки, бисероплетения.

4. «Фантазия» — пасхальные яйца, выполненные в технике макраме, вязания, лоскутной технике.

Конкурсные работы можно отправить по почте (заочно). Каждому автору конкурсной работы будут отправлено свидетельство об участии в конкурсе.

Работы также можно привезти в Оргкомитет конкурса, предварительно договорившись о дате и времени, позвонив по телефонам: 63-98-08, 8-962-503-98-08, 22-43-42.

Полная информация о конкурсе опубликована на официальном сайте Тихоокеанского государственного университета http://pnu.edu.ru, сайте школы дизайна «Линии» при ТОГУ http://school-lines.su

Конкурсные работы «Пасхальное яйцо» должны быть представлены с 26 февраля до 5 марта 2018 года. «Пасхальная открытка», «Пасхальная композиция» — до 5 апреля 2018 года.


Контакты Оргкомитета регионального этапа Международного конкурса-фестиваля декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо»:

г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д.136, кафедра «Дизайн архитектурной среды», ауд. 608 ц.

Телефоны: 63-98-08, 8-962-503-98-08, 22-43-42 (с 10 до 17 часов).

Отдел образования Хабаровской епархии

Церковь оказывает помощь родственникам погибших в авиакатастрофе в Московской области

Отправлено 12 февр. 2018 г., 17:22 пользователем Наталья Скоробогатова

Авиакатастрофа в Подмосковье: что известно на текущий момент



Сразу после того, как стало известно о катастрофе в Подмосковье, в аэропорт Орска для того, чтобы поддержать родственников погибших, прибыли епископ Орский и Гайский Ириней и духовенство Орской епархии. В храмах города прошли панихиды, также в епархии открыли телефонную горячую линию для тех, кто хотел бы получить духовную помощь.

Несколько священнослужителей, в том числе руководитель социального отдела Орской епархии протоиерей Вячеслав Кочкин, сейчас находятся в городской больнице № 4, где родственники погибших сдают образцы ДНК.

«Мы встречаем родственников погибших, объясняем им, что нужно делать, стараемся утешить, предлагаем помолиться вместе, ― рассказал протоиерей Вячеслав Кочкин. ― Многие из них ― наши хорошие знакомые. Орск ― небольшой город, здесь все друг друга знают, и эта трагедия затронула практически каждого».

По словам отца Вячеслава, в течение 40 дней по благословению епископа Орского и Гайского Иринея ежедневно по окончании Божественной литургии по всей епархии будут совершаться панихиды об упокоении душ погибших. В кафедральном соборе святого великомученика и победоносца Георгия такие панихиды совершаются в течение всего дня, кроме того, там постоянно находится дежурный священник, к которому можно обратиться за духовной поддержкой.

Некоторые родственники погибших уже прибыли в Москву и общаются со следователями. В столичном морге, где также проходит сбор образцов генетического материала, находятся руководитель группы церковной помощи в чрезвычайных ситуациях Синодального отдела по благотворительности протоиерей Андрей Близнюк и его заместитель иерей Филипп Ильяшенко.

«Кто-то плачет, кто-то старается собраться. Но утешение и поддержка нужны всем, ― отметил протоиерей Андрей Близнюк. ― Мы будем находиться рядом с родственниками погибших и оказывать им духовную помощь столько, сколько понадобится».

Свои соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе выразил Святейший Патриарх Кирилл.

Самолет Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» разбился 11 февраля 2018 года через несколько минут после вылета из аэропорта Домодедово. Обломки самолета обнаружили вблизи села Степановское Раменского района Московской области. Все находившиеся на борту люди ― 65 пассажиров и 6 членов экипажа ― погибли. В Оренбургской области объявлен траур.

Патриархия.ru

МОЛОДЕЖНАЯ ПРЕМИЯ «ЗА ВЕРНОСТЬ ПРИЗВАНИЮ» УЧРЕЖДЕНА ИППО

Отправлено 8 февр. 2018 г., 17:04 пользователем Наталья Скоробогатова


Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) впервые за 135-летний период своей истории по инициативе Молодежной секции Общества учредило Международную молодежную премию «За верность призванию».

Эта престижная премия является символом общественного признания наиболее социально активной и одаренной молодежи. Отныне премия ИППО будет ежегодно вручаться российским и зарубежным молодым представителям за выдающийся личный вклад в утверждение высоких нравственных идеалов, духовности, гражданственности, гуманизма, в укрепление гуманитарных связей, межнационального мира и согласия.

13 февраля в 19.00 в концертном зале «Барвиха Luxury Village» пройдет торжественная церемония вручения Международной молодежной премии «За верность призванию». Откроет церемонию Председатель ИППО, известный государственный и общественный деятель Сергей Степашин. Ведущие вечера – телеведущие Арина Шарапова и Антон Курилович.

На молодежный вечер ИППО, приуроченный ко Дню православной молодежи, приглашены представители молодежных и добровольческих организаций Москвы и Подмосковья, государственные, общественные, церковные деятели, послы иностранных государств, дипломаты, представители гуманитарных организаций, известные деятели культуры.

Символом премии стал светлый образ Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, второго председателя ИППО, впоследствии прославленной в лике святых. Ее жертвенное служение России, благочестие, милосердие, любовь к людям, бескорыстность и сегодня являются достойным примером для подражания новым поколениям.


Основными целями Премии являются:

- консолидация и вовлечение молодежи в общественную деятельность по развитию гражданского           общества и укреплению российской государственности;

- активизация межнационального культурного и гуманитарного сотрудничества как внутри России, так и за рубежом;

- популяризация в молодежной среде традиционных для России духовных и нравственных ценностей, воспитание гражданственности и уважения к культурно-историческому наследию России; содействие межконфессиональному согласию в обществе;

- выявление, поощрение и поддержка молодых перспективных лидеров.


По оценке жюри в шорт-лист Премии вошли следующие номинанты:

- Белановский Юрий Сергеевич – проект - добровольческое движение «Даниловцы».

- Болотов Александр Александрович – проект - молодежный форум «Александрова Гора».

- Буравлев Сергей Дмитриевич – проект - объективное информирование зарубежной общественности о событиях, происходящих в России на портале «ProfileRussia» в Великобритании.

- Кубышкин Алексей Александрович – проект - духовно-нравственное и музыкальное воспитание молодежи на приходе Гребневского храма города Одинцово.

- Тукаева Анор Рашитовна – проект - спасение затопленного храма-маяка в Крохино.

- Черных Михаил Павлович – проект - популяризация отечественной классики среди молодежи, создание киноцикла по мотивам рассказов А.П. Чехова.

- Шпотя Денис Александрович – проект - популяризация достижений России в аэрокосмической области.

- Mr.Khaled Rabeh (Халед Рабех) – гражданин Сирии, сотрудник Сирийского Арабского Красного Полумесяца (Sub-Branches Coordinatorat SARC HQ), проект – гуманитарные и спасательные миссии мирного населения в зоне военных конфликтов.


В состав жюри Премии вошли следующие авторитетные и уважаемые государственные, церковные и общественные деятели:

- Степашин Сергей Вадимович - Председатель ИППО;

- Маргелов Михаил Витальевич - вице-президент Российского Совета по международным делам, Почетный член ИППО;

- Гаврилов Сергей Анатольевич - председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, Координатор Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей, член Совета ИППО;

- Иванов Андрей Робертович - Глава Одинцовского муниципального района;

- Громова Анна Витальевна - заместитель Председателя ИППО, председатель Наблюдательного совета фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество»;

- Агапова Елена Александровна - заместитель Председателя ИППО, руководитель Общественного центра ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке;

- Протоиерей Димитрий Рощин - руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, действительный член ИППО.

Поддержку в проведении церемонии вручения Премии «За верность призванию» оказали компании «Транснефть» и «FjM International Solicitors & Lawyers LLP».

Состоялся очный тур ХIII Многопрофильной олимпиады «Аксиос»

Отправлено 6 февр. 2018 г., 19:42 пользователем Наталья Скоробогатова



4 февраля 2018 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве состоялся очный тур ХIII Многопрофильной олимпиады ПСТГУ «Аксиос» для школьников 6-11 классов. В олимпиаде приняли участие более 600 участников из 34 регионов страны и из-за рубежа.

Собравшихся в Соборной палате Московского епархиального дома ― главного здания Свято-Тихоновского университета приветствовал ректор вуза протоиерей Владимир Воробьев.

Школьники выполняли работы по 15 различным профилям (в том числе по новому профилю «География»).

Как отметила организатор и руководитель олимпиады Ирина Артамкина, количество участников из года в год постоянно растет. «Главная задача наших олимпиад ― пробудить в ребятах любовь и интерес к отечественной культуре, дать почувствовать, что она создавалась для православных людей православными художниками, писателями, музыкантами, учеными, и глубокое понимание ее вне Православия невозможно», ― подчеркнула она.

«Очный тур проходил 4 февраля, в день новомучеников и исповедников Российских, и был посвящен их памяти, ― напомнила Ирина Артамкина. ― У участников была возможность посетить недавно открытый в ПСТГУ Музей памяти новомучеников и исповедников. Экспозиция посвящена страницам истории Русской Православной Церкви первой половины ХХ века, духовной жизни в условиях гонений и подвигу новомучеников. Фонд музея насчитывает около 100 предметов и включает личные вещи, иконы, литургические предметы, а также фотографии и архивные и документы».

Торжественное закрытие ХIII Многопрофильной олимпиады ПСТГУ «Аксиос» состоится в марте этого года. Олимпиада проводится на основе общеобразовательных школьных программ. Участие в олимпиаде учитывается при поступлении в ПСТГУ. Победители и призеры профилей «Литература» и «Обществознание», включенных в перечень Российского совета олимпиад школьников, получат льготы при поступлении в вузы.

Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru

Хабаровские зрители обсудили с известным актером Андреем Мерзликиным проблемы семьи в современном мире

Отправлено 4 февр. 2018 г., 1:34 пользователем Наталья Скоробогатова

014.jpg
Информационный отдел Хабаровской епархии. Фото: Алексей Скуридин

04.02.2018

3 февраля 2018 года в актовом зале Хабаровской духовной семинарии состоялись предпремьерный показ полнометражного фильма «Сын» и встреча хабаровских зрителей с известным российским актером Андреем Мерзликиным, сыгравшем в картине одну из ролей.

Показ фильма, успевшего еще до выхода на телеэкраны завоевать не только симпатии зрителей, но и многочисленные награды международных кинофестивалей, среди которых «Лучезарный Ангел» и «Амурская осень», прошел по инициативе Всемирного русского народного собора.

Перед началом сеанса с приветственным словом к зрителям, которых едва вместил актовый зал семинарии, обратились глава Приамурской митрополии митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир, заместитель главы Всемирного русского народного собора Олег Костин и актер Андрей Мерзликин.

В фильме «Сын», посвященном проблемам ювенальной юстиции, вместе с Андреем Мерзликиным играют и другие замечательные актеры, хорошо известные российскому зрителю: Мария Миронова, Юозас Будрайтис, Ольга Сутулова.

Несмотря на непростую тематику картины, хабаровчане с большим интересом и вниманием приняли фильм. Финальные кадры зал встретил бурными аплодисментами.

После завершения просмотра зрители смогли задать Андрею Мерзликину интересующие их вопросы как о фильме, так и о профессиональной деятельности известного актера.

Отвечая на многочисленные вопросы аудитории, актер рассказал, что основная цель фильма — создание художественного полотна, на котором можно было рассмотреть, что такое ювенальная юстиция буквально. Сюжет фильма основан на реальном случае, и одна из задач картины — способствовать недопущению повторения лежащей в основе фильма ситуации, произошедшей в Финляндии, здесь, в России.

— Цель фильма — дать возможность зрителю разобраться в этой истории. Пусть его сюжет станет поводом для серьезного разговора. Любой показ фильма той или иной аудитории — это повод для беседы, для того, чтобы мы задались проблемным вопросом и поговорили. Сегодня нас это касается косвенно, а есть места, где эта история «кровная» — на уровне личной трагедии — и есть места, где мы бы хотели об этом говорить чуть громче и больше проявлять свою обеспокоенность, — подчеркнул актер.

Также Андрей Мерзликин раскрыл хабаровским зрителям несколько секретов производства картины: фильм, действие которого происходит в Хельсинки, на самом деле снимали в Риге, а роль, которую в ленте сыграл сам Андрей, изначально должен был играть другой актер. Но промыслом Божьим именно Андрей Мерзликин сыграл в фильме российского следователя, оказывающего деятельную помощь главной героине фильма и ее семье, которая из-за специфики ювенальных законов Финляндии, могла лишиться права воспитывать своего сына. Андрей рассказал, что очень благодарен создателям картины за возможность принять участие в фильме на столь острую социально значимую тематику в соработничестве с высокопрофессиональным творческим коллективом съемочной группы.

При участии представителей Церкви в Минздраве прошло обсуждение открытия региональных медицинских пунктов для бездомных

Отправлено 31 янв. 2018 г., 1:38 пользователем Наталья Скоробогатова   [ обновлено 1 февр. 2018 г., 4:06, автор: Ксения Ванакова ]

При участии представителей Церкви в Минздраве прошло обсуждение открытия региональных медицинских пунктов для бездомных
Ход реализации пилотного проекта открытия пунктов медицинской помощи бездомным людям обсудили 30 января 2018 года в Москве в Министерстве здравоохранения Российской Федерации. В видеоселекторном совещании приняли участие представители региональных министерств здравоохранения, епархий Русской Православной Церкви и общественных организаций пилотных регионов, где будут открыты медпункты — Хабаровского края, Иркутской области и Чувашии.

Обсуждение состоялось в рамках работы совместной комиссии Русской Православной Церкви и Министерства здравоохранения Российской Федерации. Совещание провели заместители сопредседателей комиссии — директор Департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава РФ Олег Салагай и пресс-секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Василий Рулинский.

Медпункты планируется открыть в трех городах с населением свыше 500 тысяч человек.

Одной из тем, затронутых на совещании, стал вопрос получения медицинской помощи бездомными людьми, у которых отсутствует полис медицинского страхования или документ, удостоверяющий личность. «Законодательно ограничений для получения медицинской помощи бездомными людьми нет», — подчеркнула заместитель начальника управления организации обязательного медицинского страхования федерального фонда ОМС Инга Цветцих.

Она напомнила, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 158н право на получение медицинской помощи имеют люди без определенного места жительства, в том числе, при отсутствии у них полиса ОМС и документов, удостоверяющих личность. «Эта помощь финансируется из бюджетных средств. Если люди, находящиеся в сложной жизненной ситуации, попали в стационар и не были идентифицированы в период лечения, то медицинская организация предоставляет ходатайство об идентификации застрахованного лица», — пояснила Инга Цветцих.

Важно не только организовать медицинскую помощь бездомным людям, но и создать безопасные и комфортные условия для региональных специалистов, которые будут работать с этой категорией нуждающихся, отмечалось на заседании. Об этом, в частности, сказала руководитель направления помощи бездомным Синодального отдела по благотворительности Ирина Мешкова.

Участники совещания поделились планами открытия пунктов медицинской помощи бездомным в пилотных регионах. Например, в Хабаровске сейчас рассматривается вопрос, где целесообразнее открыть такой медпункт: на базе городской поликлиники № 15 или при хабаровской церковной организации «Милосердие». В 2015 году руководитель «Милосердия» Константин Ветренко стал победителем Всероссийского конкурса помощи бездомным имени Надежды Монетовой, который организует Синодальный отдел по благотворительности. Премия присуждается в память Надежды Монетовой — трагически погибшего социального работника православного движения «Курский вокзал. Бездомные, дети».

В Иркутске при городской больнице планируется открытие медпункта, оснащенного отдельным входом для бездомных и дезинфекционной станцией санитарной обработки, сообщила заместитель министра здравоохранения Иркутской области Галина Синькова. По ее словам, сейчас обсуждается вопрос о размещении медицинского пункта для бездомных на территории больницы № 5, расположенной рядом с железнодорожным вокзалом. Также рассматривается возможность создания мобильного пункта помощи и способы информирования бездомных о передвижениях такого мобильного пункта по городу. Одновременно это позволит не создавать концентрацию бездомных людей в одном районе, отметила Галина Синькова.

С марта 2004 года в Чебоксарах работает республиканский центр социальной адаптации для бездомных, рассказал заместитель министра здравоохранения Чувашской Республики Алексей Кизилов. Центр оборудован на 20 коек (включая 4 места для женщин), доврачебную и врачебную помощь бездомным здесь оказывают медсестры и фельдшер. Организовать новый медпункт для бездомных планируется на базе чебоксарской больницы скорой медицинской помощи, отметил Алексей Кизилов.

Предыдущее заседание рабочей группы в рамках совместной комиссии Русской Православной Церкви и Министерства здравоохранения проходило 11 декабря 2017 года в Калининграде. Оно было посвящено опыту сотрудничества государственной системы наркологии и Церкви в сфере помощи наркозависимым на успешном примере Калининградской области.

Сегодня в Русской Православной Церкви действуют более 4000 церковных социальных учреждений, проектов и инициатив, среди них — 95 православных приютов для бездомных и 10 автобусов милосердия (мобильных пунктов помощи).


Патриархия.ru

В рамках Рождественских чтений состоялось совещание руководителей епархиальных издательских отделов и православных издательств

Отправлено 29 янв. 2018 г., 22:46 пользователем Ксения Ванакова

Москва, 29 января 2018 г.
Фото: izdatsovet.ru 

26 января 2018 года в пресс-центре Храма Христа Спасителя состоялось совещание руководителей епархиальных издательских отделов и ведущих православных издательств, организованное Издательским Советом Русской Православной Церкви в рамках направления «Издательская деятельность Церкви» XXVI Международных Рождественских образовательных чтений, сообщает Патриархия.ru.

В мероприятии приняли участие руководители издательских отделов епархий, а также руководители ряда крупных православных издательств. Совещание возглавил председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент.

В приветственном слове митрополит Климент, обращаясь к теме чтений «Нравственные ценности и будущее человечества», коснулся информационной политики центральных и региональных СМИ. «Зачастую, сталкиваясь с тем содержанием, которое несут центральные телеканалы и другие федеральные СМИ, возникает ощущение, что запущен механизм самоуничтожения общества, поскольку нормой является обсуждение слухов и сплетен, семейные дрязги, алчность и ненависть, — отметил председатель Издательского Совета. — Разговор о нравственных ценностях на федеральных каналах вызывает лишь ухмылку продюсеров и ведущих — "это не продается, это никому не интересно"».


Фото: izdatsovet.ru 



В то же время митрополит Климент подчеркнул, что региональные СМИ открыты к разговору о традиционных духовных и нравственных ценностях, активно освещают церковные проекты, направленные на сохранение и развитие в обществе духовных традиций отечественной культуры.

По мнению председателя Издательского Совета, в современных условиях крайне важно активно развивать в епархиях сотрудничество с представителями средств массовой информации, а также социальными медиа, предлагая их вниманию контент, связанный с православной литературой и современными писателями. Митрополит Климент добавил, что в ходе сотрудничества можно использовать опыт и наработки просветительских проектов Издательского Совета, таких как Патриаршая литературная премия, открытый конкурс изданий «Просвещение через книгу», детско-юношеский литературный конкурс «Лето Господне», программа «День православной книги» и др. Архиерей призвал специалистов епархиальных издательских отделов активно использовать в своей просветительской работе вышеназванные проекты.

Помощник председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров) в своем выступлении рассказал о деятельности информационного портала «Правчтение» и напомнил руководителям епархиальных издательских отделов о необходимости активного сотрудничества с порталом с целью представления на единой площадке информации о всех епархиальных изданиях. В настоящее время на портале «Правчтение» представлены 79 издательств, а также информация о 2900 современных православных изданиях и 770 авторах, однако объем данных о епархиальных изданиях пока незначителен.

Отец Макарий также рассказал, что для облегчения процесса подачи изданий на рецензирование в Издательский Совет в текущем году будет завершено создание электронной системы подачи материалов на рецензирование. Все документы можно будет передавать через личный кабинет на сайте; в первую очередь на этой платформе откроется возможность подачи материалов по упрощенной процедуре, после отладки ресурса процесс полностью будет переведен на интерактивную платформу.

На совещании выступил вице-президент Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ) О.В. Филимонов, рассказавший об истории и современной деятельности Ассоциации, обратив особое внимание собравшихся на успешные проекты книжных форумов в российских регионах. Выступавший отметил необходимость более активного взаимодействия епархиальных издателей с региональными издательствами в реализации подобных проектов. Особое внимание в своем выступлении О.В. Филимонов уделил детско-юношеской литературе, в которой, по его мнению, в настоящее время наблюдается дефицит известных авторов.

В рамках совещания состоялась презентация деятельности Издательского дома «Познание» Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которую представил А.В. Осипов.

В ходе дискуссии митрополит Климент ответил на ряд вопросов, касающихся процедуры рецензирования изданий, а также подчеркнул необходимость развития исследовательской и издательской деятельности епархий в сфере публикаций воспоминаний и мемуаров церковных деятелей, посвященных жизни Церкви в XX столетии.

В завершение встречи архипастырь вручил медали Издательского Совета за вклад в развитие православного книгоиздания и популяризацию в обществе книжной культуры. Наград были удостоены:
протоиерей Владислав Цыпин, доктор церковной истории, член Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета, — медали преподобного Епифания Премудрого I степени;
А.Н. Золотухина, член Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета, — медали преподобного Епифания Премудрого I степени;
Д.Р. Кондахсазова, директор издательства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, — медали первопечатника диакона Ивана Федорова II степени;
протоиерей Максим Троеглазов, руководитель издательского отдела Тульской епархии, — медали первопечатника диакона Ивана Федорова II степени;
Б.О. Архангельский, главный редактор издательского отдела Липецкой епархии, — медали первопечатника диакона Ивана Федорова II степени;
С.А. Юргин, руководитель московского представительства телеканала «Союз», — медали преподобного Епифания Премудрого III степени.

29 января 2018 г.

31 января - день памяти преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

Отправлено 29 янв. 2018 г., 22:35 пользователем Наталья Скоробогатова




Недалеко от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии. Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.


Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение как о великом избраннике Божием. В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию.

После этого Мария стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Она блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждала себя постом, избегала мяса, молока и рыбы, питалась лишь хлебом, овощами и водой. Воздерживалась и от вина, употребляя вместо различных напитков только одну воду и ту понемногу. Часто втайне наедине, воздыхая со слезами, Мария молилась Богу о сохранении себя и младенца.

Благочестие Кирилла и Марии требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне — матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех — Богу.


Родители стали замечать особенное в поведении младенца: с первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятницам не вкушал никакой пищи, а в остальные хранил воздержание. Мария опасалась, что суровый образ жизни может повредить его здоровью и убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако сын просил не отклонять его от воздержания, и мать более не препятствовала.

Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным и больным, принимали странников, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам (Евр 13:2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем вместе со святителем Платоном сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и преумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!


По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Согласно этому обычаю, Кирилл и Мария в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который находился верстах в трех от Радонежа и был в то время одновременно и мужским, и женским. Утружденные болезнями, скорбями и старостью схимники-бояре недолго потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг. Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

https://foma.ru/prepodobnyie-kirill-i-mariya-radonezhskie-svyatyie-roditeli-svyatogo.html


30 января - память преподобного Антония Великого, Египетского

Отправлено 28 янв. 2018 г., 22:58 пользователем Наталья Скоробогатова




Ан­то­ний Ве­ли­кий ро­дил­ся в Егип­те око­ло 250 го­да от бла­го­род­ных и бо­га­тых ро­ди­те­лей, вос­пи­тав­ших его в хри­сти­ан­ской ве­ре. Во­сем­на­дца­ти лет он ли­шил­ся сво­их ро­ди­те­лей и остал­ся один с сест­рой, ко­то­рая бы­ла на его по­пе­че­нии. Од­на­жды он шел в цер­ковь и раз­мыш­лял о свя­тых апо­сто­лах, как они оста­ви­ли все, чтобы ид­ти за Гос­по­дом. Вхо­дит в храм и слы­шит еван­гель­ские сло­ва: «Ес­ли хо­чешь быть со­вер­шен­ным, иди, про­дай име­ние твое и раз­дай ни­щим, и бу­дешь иметь со­кро­ви­ще на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф.19:21). Эти сло­ва по­ра­зи­ли Ан­то­ния, как бы ска­за­ны бы­ли Гос­по­дом лич­но ему. Вско­ре по­сле это­го Ан­то­ний от­ка­зал­ся от на­след­ства по­сле ро­ди­те­лей в поль­зу бед­ных жи­те­лей сво­е­го се­ле­ния, но недо­уме­вал, на ко­го он оста­вит сест­ру. Оза­бо­чен­ный этой мыс­лью, он в дру­гой раз вхо­дит в храм и слы­шит там опять как бы к нему об­ра­щен­ные сло­ва Спа­си­те­ля: «Не за­боть­ся о зав­траш­нем дне: зав­траш­ний день сам бу­дет за­бо­тить­ся о се­бе; до­воль­но для каж­до­го дня сво­ей за­бо­ты» (Мф.6:34). Ан­то­ний по­ру­чил сест­ру из­вест­ным ему хри­сти­ан­ским дев­ствен-ни­цам и оста­вил го­род и дом, чтобы жить уеди­нен­но и слу­жить од­но­му Гос­по­ду.

Уда­ле­ние пре­по­доб­но­го Ан­то­ния от ми­ра со­вер­ши­лось не вдруг, а по­сте­пен­но. Сна­ча­ла он пре­бы­вал близ го­ро­да у од­но­го бла­го­че­сти­во­го стар­ца, жив­ше­го уеди­нен­но и ста­рал­ся во всем под­ра­жать ему. По­се­щал и дру­гих от­шель­ни­ков, жив­ших в окрест­но­стях го­ро­да, и поль­зо­вал­ся их со­ве­та­ми. Уже в это вре­мя он так про­сла­вил­ся сво­и­ми по­дви­га­ми, что его зва­ли «дру­гом Бо­жи­им». За­тем он ре­ша­ет­ся уй­ти даль­ше. Зо­вет стар­ца с со­бой, и ко­гда тот от­ка­зал­ся, про­ща­ет­ся с ним и по­се­ля­ет­ся в од­ной из от­да­лен­ных пе­щер. Один из дру­зей его по вре­ме­нам при­но­сил ему пи­щу. На­ко­нец свя­той Ан­то­ний уда­ля­ет­ся со­всем из оби­та­е­мых мест, пе­ре­хо­дит ре­ку Нил и по­се­ля­ет­ся в раз­ва­ли­нах во­ин­ско­го укреп­ле­ния. Он при­нес с со­бой хле­ба на шесть ме­ся­цев, а по­сле по­лу­чал его от дру­зей сво­их толь­ко два ра­за в год через от­вер­стие в кров­ле.

Нель­зя изо­бра­зить, сколь­ко ис­ку­ше­ний и борь­бы вы­нес этот ве­ли­кий по­движ­ник. Он стра­дал от го­ло­да и жаж­ды, от хо­ло­да и зноя. Но са­мое страш­ное ис­ку­ше­ние пу­стын­ни­ка, по сло­ву са­мо­го Ан­то­ния, – в серд­це: это тос­ка по ми­ру и вол­не­ние по­мыс­лов. Ко все­му это­му при­со­еди­ни­лись пре­льще­ния и ужа­сы от де­мо­нов. Ино­гда свя­той по­движ­ник из­не­мо­гал, го­тов был впасть в уны­ние. То­гда или Сам Гос­подь яв­лял­ся, или по­сы­лал Ан­ге­ла для его обод­ре­ния. «Где ты был, бла­гий Иису­се? По­че­му вна­ча­ле не при­шел пре­кра­тить мои стра­да­ния?» – воз­звал Ан­то­ний, ко­гда Гос­подь по­сле од­но­го тяж­ко­го ис­ку­ше­ния явил­ся ему. «Я был здесь, – ска­зал ему Гос­подь, – и ждал, по­ка не уви­жу тво­е­го по­дви­га».

Од­на­жды сре­ди ужас­ной борь­бы с по­мыс­ла­ми Ан­то­ний воз­звал: «Гос­по­ди, я хо­чу спа­стись, а по­мыс­лы не да­ют мне». Вдруг он ви­дит: кто-то по­хо­жий на него си­дит и ра­бо­та­ет, по­том встал и на­чал мо­лить­ся, за­тем опять сел за ра­бо­ту. «Де­лай так и спа­сешь­ся», – ска­зал ему Ан­гел Гос­по­день.

Уже два­дцать лет жил Ан­то­ний в сво­ем уеди­не­нии, ко­гда неко­то­рые из дру­зей его, узнав об его ме­сто­пре­бы­ва­нии, при­шли, чтобы по­се­лить­ся во­круг него. Дол­го они сту­ча­ли к нему и про­си­ли его вый­ти к ним из сво­е­го доб­ро­воль­но­го за­клю­че­ния; на­ко­нец ре­ши­лись уже вы­ло­мать две­ри, как Ан­то­ний от­во­рил их и вы­шел. Они уди­ви­лись, не най­дя в нем сле­дов из­ну­ре­ния, хо­тя он под­вер­гал се­бя ве­ли­чай­шим ли­ше­ни­ям. Небес­ный мир цар­ство­вал в его ду­ше и от­ра­жал­ся на ли­це. Спо­кой­ный, сдер­жан­ный, ко всем оди­на­ко­во при­вет­ли­вый, ста­рец ско­ро сде­лал­ся от­цом и на­став­ни­ком мно­гих. Пу­сты­ня ожи­ви­лась: в го­рах кру­гом яви­лись оби­те­ли ино­ков; мно­же­ство лю­дей пе­ло, чи­та­ло, по­сти­лось, мо­ли­лось, тру­ди­лось, слу­жи­ло бед­ным. Свя­той Ан­то­ний не да­вал сво­им уче­ни­кам ка­ких-ли­бо опре­де­лен­ных пра­вил для мо­на­ше­ской жиз­ни. Он за­бо­тил­ся толь­ко о том, чтобы уко­ре­нить в них бла­го­че­сти­вое на­стро­е­ние, вну­шал им пре­дан­ность во­ле Бо­жи­ей, мо­лит­ву, от­ре­ше­ние от все­го зем­но­го, неусып­ный труд.

Но свя­той Ан­то­ний в са­мой пу­стыне тя­го­тил­ся мно­го­люд­ством и ис­кал но­во­го уеди­не­ния. «Ку­да ты хо­чешь бе­жать?» – был го­лос с неба, ко­гда он на бе­ре­гу Ни­ла до­жи­дал­ся лод­ки, чтобы уда­лить­ся от лю­дей. «В Верх­нюю Фива­и­ду», – от­ве­чал Ан­то­ний. Но тот же го­лос воз­ра­зил ему: «По­плы­вешь ли ты вверх – в Фива­и­ду, или вниз – в Бу­ко­лию, те­бе не бу­дет по­коя ни там, ни здесь. Иди во внут­рен­нюю пу­сты­ню». Так на­зы­ва­лась пу­сты­ня, ле­жав­шая близ бе­ре­гов Крас­но­го мо­ря. Ту­да и по­шел Ан­то­ний вслед за про­хо­див­ши­ми са­ра­ци­на­ми.

Через три дня пу­ти на­шел он ди­кую вы­со­кую го­ру с клю­чом во­ды и немно­ги­ми паль­ма­ми в до­лине. На этой го­ре он и по­се­лил­ся. Здесь он об­ра­бо­тал неболь­шое по­ле, так что те­перь ни­ко­му не нуж­но бы­ло при­хо­дить к нему и при­но­сить хле­ба. По вре­ме­нам он по­се­щал бра­тию. Вер­блюд нес на се­бе хлеб и во­ду для под­дер­жа­ния сил его во вре­мя этих тяж­ких пу­те­ше­ствий по пу­стыне. Впро­чем, по­чи­та­те­ли свя­то­го Ан­то­ния от­кры­ли и по­след­нее его уеди­не­ние. Во мно­же­стве ста­ли при­хо­дить к нему ис­кав­шие его мо­литв и на­став­ле­ний. При­во­ди­ли к нему бо­ля­щих; он мо­лил­ся о них и ис­це­лял их.

Свя­той Ан­то­ний уже око­ло се­ми­де­ся­ти лет жил в пу­стыне. Про­тив во­ли на­чал сму­щать его гор­де­ли­вый по­мы­сел, что здесь он стар­ше всех. Он про­сил Бо­га уда­лить от него этот по­мы­сел и по­лу­чил от­кро­ве­ние, что один от­шель­ник го­раз­до ра­нее его по­се­лил­ся в пу­стыне и бо­лее его слу­жит Гос­по­ду. Ан­то­ний встал ра­но утром и от­пра­вил­ся ис­кать это­го неиз­вест­но­го ми­ру по­движ­ни­ка. Про­хо­дил це­лый день и не встре­тил ни­ко­го, кро­ме пу­стын­ных зве­рей. Пе­ред ним рас­сти­ла­лось необо­зри­мое про­стран­ство, но он не те­рял сво­ей на­деж­ды. Ра­но утром он сно­ва по­шел. Пе­ред его гла­за­ми мельк­ну­ла вол­чи­ца, бе­жав­шая к ру­чью. Свя­той Ан­то­ний по­до­шел к это­му ру­чью и уви­дел близ него пе­ще­ру. При зву­ке его ша­гов дверь в пе­ще­ру креп­ко за­мкну­лась. Свя­той Ан­то­ний до по­лу­дня взы­вал через дверь к неиз­вест­но­му по­движ­ни­ку и про­сил по­ка­зать ему свое ли­цо. На­ко­нец, дверь от­во­ри­лась и на­встре­чу ему вы­шел глу­бо­кий ста­рец, со­вер­шен­но убе­лен­ный се­ди­на­ми. Это был свя­той Па­вел Фивей­ский. Он уже око­ло де­вя­но­ста лет жил в пу­стыне.

По­сле брат­ско­го лоб­за­ния Па­вел спро­сил Ан­то­ния: «В ка­ком по­ло­же­нии род че­ло­ве­че­ский? Ка­кое прав­ле­ние в ми­ре? Оста­ют­ся ли еще идо­ло­по­клон­ни­ки?» Пре­кра­ще­ние го­не­ний и тор­же­ство хри­сти­ан­ства в Рим­ской им­пе­рии бы­ло для него ра­дост­ной но­во­стью, а по­яв­ле­ние ари­ан­ства – горь­кой. По­ка стар­цы бе­се­до­ва­ли, спу­стил­ся к ним во­рон и по­ло­жил хлеб. «Щедр и ми­ло­стив Гос­подь, – вос­клик­нул Па­вел. – Вот сколь­ко лет каж­дый день я по­лу­чаю от Него пол­хле­ба, а ныне ра­ди тво­е­го при­ше­ствия по­слал Он це­лый хлеб».

На сле­ду­ю­щее утро Па­вел от­крыл о се­бе Ан­то­нию, что ско­ро отой­дет из ми­ра; по­это­му он про­сил Ан­то­ния при­не­сти к нему ман­тию епи­ско­па Афа­на­сия, чтобы при­крыть ею его остан­ки. Ан­то­ний по­спе­шил ис­пол­нить же­ла­ние свя­то­го стар­ца. Он воз­вра­тил­ся в свою пу­сты­ню в силь­ном вол­не­нии и на во­про­сы бра­тьев-мо­на­хов мог ска­зать толь­ко: «Греш­ный, я счи­тал се­бя еще мо­на­хом! Я ви­дел Илию, я ви­дел Иоан­на, я ви­дел Пав­ла в раю». На об­рат­ном пу­ти к свя­то­му Пав­лу он ви­дел его воз­но­ся­ще­го на небо сре­ди сон­ма Ан­ге­лов, про­ро­ков и апо­сто­лов.

«За­чем, Па­вел, не до­ждал­ся ты ме­ня? – вос­клик­нул Ан­то­ний. – Так позд­но я узнал те­бя и так ра­но ты ухо­дишь!» Од­на­ко, ко­гда во­шел в пе­ще­ру Пав­ла, он на­шел его без­молв­но и недви­жи­мо сто­я­щим на ко­ле­нях. Ан­то­ний так­же встал на ко­ле­ни и на­чал мо­лить­ся. Уже по­сле несколь­ких ча­сов мо­лит­вы убе­дил­ся он, что Па­вел по­то­му не дви­жет­ся, что мертв. Он бла­го­го­вей­но омыл его те­ло и за­вер­нул в ман­тию свя­ти­те­ля Афа­на­сия. Вдруг яви­лись два льва и сво­и­ми ког­тя­ми вы­ры­ли до­воль­но глу­бо­кую мо­ги­лу, где Ан­то­ний и по­хо­ро­нил свя­то­го по­движ­ни­ка.

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти (106 лет, в 356 г.) и за свои по­дви­ги за­слу­жил на­име­но­ва­ние Ве­ли­ко­го.

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний ос­но­вал от­шель­ни­че­ское мо­на­ше­ство. Несколь­ко от­шель­ни­ков, на­хо­дясь под ру­ко­вод­ством од­но­го на­став­ни­ка – ав­вы, жи­ли от­дель­но друг от дру­га в хи­жи­нах или пе­ще­рах (ски­тах) и пре­да­ва­лись мо­лит­ве, по­сту и тру­дам. Несколь­ко ски­тов, со­еди­нен­ных под вла­стью од­но­го ав­вы, на­зы­ва­лись Лав­рой. Но еще при жиз­ни Ан­то­ния Ве­ли­ко­го по­явил­ся дру­гой род ино­че­ской жиз­ни. По­движ­ни­ки со­би­ра­лись в од­ну об­щи­ну, нес­ли сов­мест­ные тру­ды, каж­дый по сво­ей си­ле и спо­соб­но­стям, раз­де­ля­ли об­щую тра­пе­зу, под­чи­ня­лись од­ним пра­ви­лам. Та­кие об­щи­ны на­зы­ва­лись ки­но­ви­я­ми, или мо­на­сты­ря­ми. Ав­вы этих об­щин ста­ли на­зы­вать­ся ар­хи­манд­ри­та­ми. Ос­но­ва­те­лем об­ще­жи­тель­но­го мо­на­ше­ства по­чи­та­ет­ся пре­по­доб­ный Па­хо­мий Ве­ли­кий.

1-10 of 134