Вести православия


Митрополит Псковский Тихон озвучил позицию Русской Православной Церкви по новейшим биотехнологиям

Отправлено 18 окт. 2020 г., 21:16 пользователем Ксения Ванакова

Фото: РИА Новости / Владимир Трефилов 

Принципиальная позиция Русской Православной Церкви заключается в недопустимости отношения к человеческим эмбрионам "как к расходному материалу экспериментов", заявил член Высшего Церковного Совета, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), сообщает РИА Новости.

Митрополит Тихон в пятницу принял участие во всероссийской мультимедийной конференции "Биоэтика и генетика: вызовы XXI века", которая прошла в пресс-центре МИА "Россия сегодня". На форуме выступили ведущие российские ученые – генетики, молекулярные биологи, специалисты в области биоэтики и права, а также представители органов государственной власти.

Говоря о позиции Церкви в отношении новейших биотехнологий, член Высшего Церковного Совета процитировал документ "О редактировании генома человека", принятый полтора года назад Церковно-общественным советом по биомедицинской этике. В нем, в частности, говорится, о том, что манипуляции над живыми эмбрионами могут иметь своими отрицательными последствиями отношение к ним "как к расходному материалу экспериментов при том, что по отношению к ним необходимо применение тех же норм и стандартов, что и к экспериментам над людьми".

"Как я понимаю, это спорный вопрос в научном сообществе, но я озвучил принципиальную позицию Церкви. Понятно, что это усложняет те эксперименты, которые уже сейчас ведутся. Но - всего лишь усложняет", - сказал митрополит Тихон.

Он обратил внимание на то, что некоторые участники обсуждения говорили о том, что "Церковь понимает статус эмбриона – как статус личности". Сам митрополит "не совсем уверен, что это так", однако, добавил он, это его личная позиция. В то же время эмбрион, как отметил иерарх Русской Православной Церкви, это "потенциально будущий человек".

"Это, наверное, для всех очевидно. И отношение к нему как к "расходному материалу", действительно, далеко-далеко не безупречно. Если ученые сейчас смогут найти какой-то приемлемый вариант воздействия на эмбрион в целях лечения, то, конечно, это было бы замечательно. Что это будет, мы не знаем. Но это такой, если можно сказать, категорический императив со стороны церковной и христианской этики", - сказал владыка Тихон.

Также он напомнил, что в упомянутом им документе Церковно-общественного совета по биомедицинской этике содержится предупреждение относительно "возможных ошибок неточного редактирования генома" и "невозможности прогнозирования отрицательных последствий генетического редактирования в ряду поколений носителей измененных генов". Подобные опасения высказывались учеными в ходе нынешней конференции, заметил архиерей.





Позиция Русской Церкви, по его словам, заключается в том, что необходима тщательная всесторонняя экспертная оценка и общественная дискуссия о возможных последствиях вмешательства в геном человека.

"Не хочется быть алармистом, но возможно, мы действительно находимся перед неким "ящиком Пандоры". О этом говорят в первую очередь ученые. Мы - не профессиональные врачи и ученые-генетики, ни в коем случае не претендуем на статус экспертов или судей, но терпеливо ждем ответы на возникающие вопросы. Для нас, поверьте - так же, как и для всего нашего общества - это очень и очень важно", - добавил митрополит Тихон.

16 октября 2020 г.

Материалы сайта Православие.ру

Митрополит Иларион принял участие в круглом столе «Российский учитель — 2030»

Отправлено 4 окт. 2020 г., 20:18 пользователем Ксения Ванакова



30 сентября 2020 года в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол, посвященный теме «Российский учитель — 2030: формирование личности и подготовка профессионала». Мероприятие прошло в рамках взаимодействия Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА) и МИА «Россия сегодня», сообщает Патриархия.ru.

Участниками круглого стола стали: заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, президент Научно-образовательной теологической ассоциации митрополит Волоколамский Иларион; ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков; ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Сергей Богданов; ректор Уральского государственного педагогического университета Светлана Минюрова; ректор Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева Марина Антонова; ректор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского Михаил Груздев.

В начале встречи прозвучало приветственное слово заместителя министра просвещения В.С. Басюка.

Обращаясь к участникам круглого стола, митрополит Волоколамский Иларион указал на две основных задачи, которые стоят перед современным педагогом. Первая из них — постоянно повышать квалификацию, получать необходимые для преподавания своего предмета компетенции. «Но не менее важно не просто наличие некой суммы знаний, а способность передать эти знания таким образом, чтобы они были усвоены учениками, более того, чтобы ученикам было интересно слушать и заниматься тем предметом, который педагог преподает», — продолжил иерарх, подчеркнув, что даже самую трудную для восприятия дисциплину можно преподавать таким образом, чтобы заинтересовать ею слушателей.

По мнению владыки Илариона, каждый преподаватель может многому научиться у Иисуса Христа, в том числе и в педагогическом деле, ведь помимо того, что Он обладал многими другими способностями и качествами, Господь Иисус Христос был замечательным педагогом. Из Евангелия известно, что Христос общался с детьми, но подробности этих бесед нам, к сожалению, не известны, упомянул архипастырь. «А вот с людьми среднего или старшего возраста, с молодежью (не будем забывать о том, что апостолы были молодыми людьми) Иисус Христос говорил таким образом, что собеседование с Ним было своего рода университетом, школой жизни, — сказал митрополит Волоколамский Иларион. — Причем Он не просто преподавал некую сумму правил или законов, как это делали фарисеи и книжники, с которыми Иисус постоянно полемизировал, — Он учил искусству жизни, причем делал это самыми разными способами. Иногда произносил прямые наставления: делайте то, не делайте это. А очень часто Он прибегал к такой форме самовыражения, как притча. Когда Христос произносил притчи, каждый из слышавших мог воспринять то, что он способен был в этом услышать в соответствии с уровнем своего интеллектуального, духовного развития».

«Часто исследователи задаются вопросом: а для чего вообще Иисус говорил притчами, — отметил далее иерарх. — Одни отвечают, что для того, чтобы облегчить восприятие. А другие говорят: наоборот, Он говорил притчами, чтобы затруднить восприятие Своего учения, сделать процесс обучения более трудоемким, то есть чтобы заставить самого слушающего человека думать, делать для себя какие-то выводы, проецировать то, что он услышал, на свою жизнь».

Владыка Иларион назвал одним из важных качеств педагога умение не просто нагружать учеников знаниями по своему предмету, но также постоянно провоцировать их собственную творческую работу, стимулировать мышление, способность откликаться на то, что он говорит. «Я думаю, что это очень важная задача для всякого педагога, как школьного, так и университетского», — подчеркнул он.

Митрополит Волоколамский Иларион, являющийся, в частности ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры и президентом Научно-образовательной теологической ассоциации, особо остановился на теме теологии, которая только недавно была признана в Российской Федерации в качестве научной области и теперь преподается не только в специализированных духовных учебных заведениях, но также во многих светских вузах.

«Теология тем отличается от, например, светского религиоведения, что она рассматривает религиозную проблематику изнутри конкретной религиозной конфессии, — указал архипастырь. — То есть теология не может быть ни надконфессиональной, ни внеконфессиональной — она всегда привязана к конкретной религиозной традиции. В нашем распоряжении сейчас имеются три паспорта по православной, исламской и иудейской теологии, и теолог в соответствии с паспортом научной специальности должен быть связан с религиозной традицией. Он не может просто быть просто "птицей свободного полета" и при этом преподавать теологию».

Как рассказал владыка Иларион, Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА) была создана для того, чтобы координировать деятельность духовных и светских учебных заведений в сфере теологии, дабы они могли обмениваться опытом, проводить конференции, постоянно повышать уровень теологического образования. Сегодня в составе НОТА — более 60 вузов, в том числе ведущие университеты России: МГУ, СПбГУ, Высшая школа экономики, РАНХиГС, педагогические университеты, ведущие духовные академии Русской Православной Церкви, Общецерковная аспирантура и докторантура имения святых Кирилла и Мефодия. «Таким образом, у нас происходит постоянный обмен информацией и учебными материалами, обмен мнениями, что очень важно», — констатировал владыка.

Остановившись на вызовах и трудностях, которые приходится преодолевать на пути развития теологической науки в России, митрополит Волоколамский Иларион указал, в частности, на вопрос создания современных пособий по данной тематике. «Как известно, теология на 70 лет оказалась в нашей стране под фактическим запретом, то есть теологическая наука у нас практически не развивалась. В наших духовных академиях и семинариях до сих пор некоторые предметы преподаются по дореволюционным учебникам — а вы можете себе представить, чтобы математику, химию, или литературу преподавали сегодня книгам, изданным в дореволюционный период? Конечно, нам нужны современные учебные пособия, и мы взялись за этот большой труд, — отметил иерарх. — Мы сейчас готовим учебные пособия по всем теологическим дисциплинам: теоретические, исторические, практические, дабы в течение ближайших лет полностью обновить весь корпус учебников».

Президент НОТА выразил уверенность, что Научно-образовательная теологическая ассоциация будет помогать учебным заведениям координировать деятельность в сфере теологии и ее члены приложат все усилия к тому, чтобы теология преподавалась в России на высоком уровне и была доступна всем желающим.

При этом он подчеркнул, что кафедры теологии не станут неким подобием церковного амвона: «Мы создаем эти кафедры не для миссионерской деятельности, а для того, чтобы граждане нашей страны знали свою религиозную традицию и религиозные традиции своих соседей. Это необходимо в том числе и для безопасности нашей страны, потому что ни для кого не секрет, что сегодня террористические и экстремистские идеологии существуют порой под маской той или иной религиозной традиции. Нам надо развенчивать эти попытки увязать экстремизм с религией. Нам надо показывать, чему в действительности учат традиционные конфессии нашей страны. Надеюсь, что и в этом наша ассоциация сможет помочь и внести свой вклад».

Участники заседания обсудили различные аспекты деятельности педагога в российском образовательном пространстве, значение теологии в образовании и в деле воспитания подрастающего поколения.

В завершение круглого стола митрополит Иларион обратился к представителям педагогического сообщества с поздравлениями в преддверии профессионального праздника — Дня учителя, который будет отмечаться 5 октября, и пожелал всем, кто трудится на преподавательском поприще, крепкого здравия и помощи Божией. «Хотел бы пожелать, чтобы вы всегда встречали благодарных учеников, которые будут внимательно вас слушать и на всю жизнь запомнят то, что вы им скажете», — сказал архипастырь.

1 октября 2020 г.

Материалы сайта Православие,

Святейший Патриарх Кирилл: Невозможно победить народ, не сломив духовную основу его жизни

Отправлено 23 авг. 2020 г., 22:12 пользователем Ксения Ванакова



19 августа 2020 года, по окончании Божественной литургии в праздник Преображения Господня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, состоялась праздничная трапеза, в завершение которой к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Церковь сегодня подвергается, к сожалению, многим нападкам, и, если ее не защищать, очень трудно будет защищать и Отечество. А нападкам Церковь подвергается не потому, что она хорошая или плохая — это все вторично, — а только потому, что она играет стержневую роль в сохранении нации и страны», — сказал, в частности, Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Когда разрушалась Церковь, разрушалась страна. Именно поэтому враги России всегда борются с Церковью — потому что невозможно победить народ и невозможно победить страну, не сломив духовную основу их жизни, — продолжил Святейший Владыка. — Но Церковь, несмотря на ни на что, будет восходить от силы к силе, и в этом со мной как с Патриархом единомысленен весь епископат, все духовенство, и замечательный актив наших мирян. И дай Бог, чтобы мы все вместе утверждали важность духовно-нравственных основ, важность духовного измерения в человеческой жизни».

«А если это измерение вырвать, разрушить, то останется только горизонталь. Если из жизни человека исчезает вертикальное измерение — стремление к Богу, к Небу, к высоким идеалам, — то человек начинает жить лишь горизонтальным измерением, он становится словно червь, питающийся от земли, ему не дано задумываться ни о чем, что выходит за пределы его сиюминутных материальных интересов», — добавил Святейший Патриарх Кирилл.

«Как ориентировано сегодня развитие всей человеческой цивилизации? Абсолютная горизонталь! Людей действительно заставляют верить, что они, как черви, должны ползать по этой горизонтали. А что делает Церковь? Она пытается сказать, что невозможно жить без вертикального измерения. Нельзя! Очень важны достижения в экономике, в политике, но если вырвать из жизни вертикальное измерение, то и все остальное разрушится», — подчеркнул Предстоятель.

«Поэтому у нас не должно быть никакого триумфализма. Если мы хотим изменить ситуацию, если мы действительно хотим воспитать подлинных патриотов, людей нравственно сильных, способных создавать семьи, способных защищать Родину, способных на подвиг и на самопожертвование, то мы должны очень серьезно задуматься о том, что происходит в среде нашей молодежи», — заявил Святейший Патриарх Кирилл.

«Мы знаем, какие силы брошены на то, чтобы воспрепятствовать вертикальному росту личности. Все очень непросто, и Церковь — словно последний оплот в этом противостоянии злу. Но ведь Церковь не одна! С нами замечательные представители нашей интеллигенции, деятели культуры, ученые, политики, которые все это хорошо понимают. Нельзя считать, что стратегическая битва за будущее России проиграна — нет! Но мы вступаем в решающую стадию, и роль Церкви здесь огромна», — отметил Предстоятель.

«Призвание епископа, священника заключается не только в том, чтобы служить в храме, хотя совершение Божественной Евхаристии, собирание евхаристической общины — первоочередная обязанность всякого пастыря, — напомнил Святейший Владыка. — Никак нельзя не упускать из виду историческую роль Церкви, которая всегда была связана с нравственным, духовным воспитанием народа, а, значит, с формированием той системы ценностей, благодаря которым народ наш стал великим народом, страна стала великой страной. И не дай Бог сейчас все это потерять!»

«Поэтому работа с молодежью является нашим абсолютным приоритетом, о чем я неустанно говорю каждому архиерею. А значит, нужно искать средства, которые бы заинтересовали молодых людей. На каждом приходе нужны церковные программы — добровольческие, спортивные, культурные, — которые привлекали бы молодежь к христианской общине. Церковь должна стать здоровой и интересной средой, чтобы все, кто приходит в храмы Божии, вне зависимости от возраста, кто участвует в приходской жизни, не только богослужебной, обретали силы для преодоления всех трудностей сегодняшнего дня», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Евангельские семинары проходят еженедельно при епархиальном Центре по утверждению трезвости

Отправлено 23 авг. 2020 г., 22:02 пользователем Ксения Ванакова

Информационный отдел Хабаровской епархии

24.08.2020

При епархиальном Центре по утверждению трезвости "Метанойя" еженедельно проходят Евангельские семинары.

По словам руководителя Центра Александра Швеца, трезвение – это одна из христианских добродетелей. "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить"(1 Петр, 5:8).

Она включает в себя не только отказ человека от употребления вина, а именно духовное бодрствование, когда человек трезвится, т.е. стоит на страже своего ума, исполняя наказ апостола Петра, понимая, что враг рода человеческого непрестанно ходит вокруг всех нас, ища кого искусить. Искушения бывают различные: кто-то страдает от винопития, кто-то от гнева, кто-то от чревоугодия, т.е. всевозможные искушения, которыми подвержено наше современное общество.⠀

Центр по утверждению трезвости "Метанойя" при Никольском храме на Прогрессивной создает условия, в которых любой человек по той или иной причине интересующийся темой трезвости, сможет получить ответы на многие вопросы.

Одно из таких мероприятий Центра - это еженедельные Евангельские семинары.

- Проходят они в формате, который можно назвать молитвенным, - рассказывет Александр Швец. -  Он располагает к тому, чтобы пропустить строки Божественного Слова через себя. Подумать и поделиться тем, как сказанное Господом отражается в жизни. ⠀

Молитвенное чтение Евангелия дает возможность каждому участнику на время всей группы деятельно погрузиться в контакт с Богом. Молиться, слушать, говорить, думать и побыть в тишине. Быть в моменте с Богом и понять, что Евангелие можно и нужно читать самому. И не просто читать, но и применять в своей жизни.

Евангельские семинары - это наш способ напитать дух, дать ему сил.

Собрания проходят регулярно по субботам в 10:00.

Тезоименитство митрополита Хабаровского и Приамурского Артемия. Интересные факты биографии

Отправлено 5 июл. 2020 г., 21:46 пользователем Ксения Ванакова   [ обновлено 5 июл. 2020 г., 21:56 ]

6 июля Православная Церковь празднует память праведного отрока Артемия Веркольского. В этот день свое тезоименитство отмечает митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий.

Сердечного поздравляем  Его Высокопреосвященство, и желаем крепости, душевных и телесных сил в архипастырском служении и помощи Божией в трудах и заботах о процветании Хабаровской епархии!

Нашим читателям будет интересно познакомиться с некоторыми фактами биографии правящего архиерея. Поэтому приводим интервью шестилетней давности (на том момент Владыка еще был епископом Петропавловским и Камчатским), которое было опубликовано на сайте Правмир.







Россия и Украина

— Владыка, Вы родились на Украине, носите украинскую фамилию. Куда уходит корнями Ваш род?

— В моей родословной, наверное, как у большинства людей, проживающих на территории России, исторически мирно слились несколько народов. Отец у меня — украинец из Полтавы, а мама — русская из Курской области. Во мне равномерно слились русская и украинская кровь. И как меня нельзя разорвать, так и нельзя разорвать веками сросшиеся родственные, культурные, исторические и социальные отношения между нашими братскими народами — Россией и Украиной.

— Расскажите, пожалуйста, о Вашем детстве. Что главное, чему Вы научились от родителей? Кем Вы мечтали стать? Какие Ваши самые яркие духовные впечатления детства?

— Я рос как среднестатистический ребенок советского периода. Мои родители с раннего возраста прививали мне любовь к труду. Отец научил практически всем рукоделиям, которыми должен владеть любой мужчина — и плотническому, и столярному, и слесарному и даже сварочному. А мать, в свою очередь, привила любовь к чистоте и порядку.


В детстве мы всегда всей семьей работали на даче. Копали грядки, обрезали деревья, всегда было очень много работы по консервации овощей и иных забот по хозяйству.

А вот первую молитву я познал от бабушек. Долго я хранил ее в глубокой тайне своей детской души, а когда пришло время, то это уже и проявилось в моей повседневной деятельности.
Любовь к Родине

— Чем был обусловлен выбор профессии военного после школы?

— Наверное, тем, что нас — детей советского периода — воспитывали на основах патриотизма и любви к Родине. И защита Отечества всегда была для нас священным долгом. Привитие этих чувств шло с самого глубокого детства: даже игры, например, «Зарница», приучали к умению воевать и защищать свою Родину.

И потом общение с людьми, знакомыми и друзьями нашей семьи, прошедшими этот путь — путь военного человека — определило и сформировало желание носить форму и служить Родине.

Александр Снигур (будущий епископ Артемий) с родителями

— Расскажите о Вашей военной службе в Казахстане. Что она Вам дала и чем запомнилась?

— В Казахстане я попал в г. Алматы в звании офицера. Прослужил там 12 лет, дослужился от лейтенанта до капитана. Приобрел много друзей, с которыми до сих пор общаюсь, и с которыми у нас хорошие, добрые отношения. Армия воспитала во мне такие качества, как служение долгу, самоорганизованность, дисциплина — как внутренняя, так и внешняя. И поэтому в дальнейшем переход в монастырскую жизнь для меня был достаточно легким. И в армии, и в монастыре жизнь регламентируется уставом, и все основывается на послушании, или как в армии — на подчинении старшему офицеру.
Первые шаги

— После увольнения в запас Вы трудились на строительстве храма в честь Рождества Христова г. Алма-Аты. Расскажите, как это было.

— Первые мои шаги в воцерковлении связаны с приходом в честь Покрова Пресвятой Богородицы и с храмом в честь Рождества Христова, где я приобщался к христианской жизни, проходил путь духовного становления и участвовал в строительстве храма. Познакомился с настоятелем Христорождественского храма — прот. Александром Осокиным (ныне епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан), который в свою очередь с детства дружен с архимандритом Никоном, наместником Николо-Шартомского монастыря (ныне епископ Шуйский и Тейковский Никон). Знакомство с ним и обусловило дальнейший мой переход в Николо-Шартомский монастырь и принятие монашеского пострига, после которого я был направлен в Новосибирскую епархию с миссионерской целью — организовать мужскую обитель.



— Была ли в Вашей жизни главная встреча, которая определила Ваш жизненный путь?

— Моя главная встреча — это встреча с моим духовником, архимандритом Наумом, с первых слов которого те колебания и сомнения, которые были в моей душе, были полностью развеяны. С тех пор я стараюсь всегда придерживаться благословения и советов старца. И благодарен, что Господь послал мне эту чудесную встречу.

— Вы наречены в честь праведного отрока Артемия Веркольского. Почему именно этот святой стал Вашим небесным покровителем?

— Я полностью доверился в выборе имени наместнику монастыря и духовнику. И этот выбор — их выбор. Как ребенок рождается и по рождению не участвует в выборе своего имени, за него принимают решение родители, так и в монашестве более правильно доверяться духовнику и наместнику.

Пасха в палатке

— Почти 15 лет Вы несли служение в Новосибирской епархии — занимались миссионерством, строительством, были наместником монастыря. Расскажите о годах, проведенных в Сибири. Чем они запомнились? Чего удалось достичь?

— Мы приехали в Сибирь, в с. Малоирменка, 23 апреля, накануне Пасхи, на грузовом автомобиле «ЗИЛ» с палаткой и минимальным набором церковной утвари. Уставшие, мы с помощью жителей поставили армейскую 20-местную палатку, установили престол. И так как это была Великая Суббота, начали готовиться к Божественной литургии. Казалось, что в эту палатку поместилась вся деревня. Практически все жители собрались на службу. В этот день была отслужена первая Божественная литургия. Потом вокруг места, где стояла палатка, возвели стены и построили храм. Но этот яркий, особенный день запомнился на всю жизнь.

За 15 лет количество братии от первых 5–6 человек выросло более чем в 10 раз — сейчас монастырь с. Козихи в честь Архистратига Божия Михаила насчитывает более 80 насельников. В данный момент монастырь имеет 10 подворий с 7 храмами и хозяйственными структурами. В Новосибирске был построен большой красивый храм длиной 36, шириной 24 и высотой 60 метров, который стал украшением города. Этот храм был заложен Святейшим Патриархом Алексием II в. 2002 году, и освящен Святейшим Патриархом Кириллом в 2013 году.

Михайло-Архангельский монастырь

Были возведены и обустроены сам монастырь в честь Архистратига Божия Михаила с. Козиха, детский приют в Верх-Ирмени, пруды с рыбой, пасека, зерновые поля, теплицы, огороды, пилорама, столярные и слесарные мастерские. То есть вся структура для самообеспечения жизни братий монастыря. Ко всему прочему, за 15 лет монастырь подготовил немало наместников монастырей и четверых епископов для Русской Православной Церкви.
Первых впечатлений не было

— Три года назад решением Священного Синода Вы были избраны епископом Петропавловским и Камчатским. Какой Вы увидели Камчатку, прибыв к новому месту служения? Какими были первые впечатления? С чем пришлось столкнуться? Какие шаги были предприняты в первую очередь?

— У каждого руководителя свои планы и свой стиль работы. Каждый человек индивидуален и раскрывает свои таланты в разных сферах по-разному. К моему приходу на Петропавловскую и Камчатскую кафедру в епархии был проделан колоссальный труд — построен собор Святой Живоначальной Троицы, открыты многие приходы на территории Камчатского полуострова. Но на приходах не хватало священников, особенно в северной части полуострова, а верующие собирались для молитвы в приспособленных помещениях. Даже епархиальное управление находилось в малообустроенном помещении. Не было помещения для отделов епархии. Вот эти задачи и нужно было решить в первую очередь.

Также приходилось и самому учиться, для меня все было ново. Но тот запас прочности, который был получен в монастыре, да и опыт военной жизни послужил хорошей основой. И в общем то, на данный момент все более-менее структурировано.



Первых впечатлений как таковых не было — с первых же дней с головой погрузился в работу и даже не обращал внимания на погоду. Даже то, что деревья на Камчатской земле распускаются только в середине июня, осознал гораздо позднее… Но новое всегда интересно — поэтому с удовольствием взялся за работу, не оглядываясь особо по сторонам. А уже через время стал знакомиться с красотами Камчатки и в процессе работы приобретать новых друзей. В целом — мне нравится и место, и епархия, и коллектив.
Программа-20

— В чем уникальность Петропавловской и Камчатской епархии?

— Каждое место само по себе уникально. Но не нужно забывать, что не место красит человека, а человек — место. Особенность нашей епархии — оторванность от материка. Внутри полуострова сообщение между Петропавловском-Камчатским и поселками, расположенными в северной части полуострова, возможно только на вертолете и самолетах. Поэтому есть свои трудности, но радость от преодоления этих трудностей вдохновляет. Не зря говорят, что там, где трудишься по послушанию, понимаешь, что тебе помогает Господь.

— Чего удалось достичь за три года, что Вы возглавляете епархию?

— Как я уже говорил ранее, многие приходы, особенно северные, не имели своих храмов и своих священников, поэтому совместно с правительством Камчатского края была разработана программа, которая впоследствии получила название «Программа-20». Она предполагает строительство православных храмов в каждом районном центре, и в первую очередь в каждом районе города Петропавловска-Камчатского. Мы стремимся, чтобы храмы были в шаговой доступности у прихожан, особенно в нашей суровой климатической зоне, к чему и призывает Святейший Патриарх Кирилл. Для этого нужно было привлечь новых священнослужителей.



В первые годы я ездил по семинариям и по центральным епархиям, рассказывая о Камчатском полуострове, о епархии, приглашая выпускников семинарий к нам в епархию. Сейчас можно подвести промежуточный итог — за 3 года рукоположено 13 молодых, достойных священников. Многие приходы обрели своего постоянного пастыря. Даже такие отдаленные села, как Никольское (Командорские острова), пгт. Палана, п. Озерновский, п. Тиличики, п. Тигиль, п. Усть-Хайрюзово и п. Ключи сейчас имеют своих постоянных священников.

Епархиальная жизнь динамично развивается. В прошлом году начал работать епархиальный Духовно-Просветительский центр в честь святого Николая Чудотворца. Помещения Центра включают в себя приходской храм, епархиальную библиотеку, актовый зал на 280 мест, класс катехизации, детскую театральную студию, православное молодежное кафе, церковную лавку, просторный вестибюль. Прекрасный зрительный зал, оснащенный современным световым и звуковым оборудованием, принимает на своей сцене участников конференций, праздничных рождественских и пасхальных театрализованных постановок, музыкальных и литературных встреч духовной направленности. В классе катехизации проводятся три подготовительные беседы к таинству Крещения. С начала этого года начали работу двухгодичные катехизаторские курсы для мирян по универсальной программе православных богословских факультетов, которые успешно посещают более 25 человек.


Значительно окреп епархиальный мужской монастырь. На территории монастыря был возведен двухэтажный братский корпус. Численность монашеской братии возросла до 28 человек. Силами братии ведется строительство Камчатского Морского Собора. Братия монастыря активно занимаются миссионерской деятельностью в отдаленных районах Камчатского края.
Безработица и сектанты на снегоходах

— Расскажите, пожалуйста, о миссионерской работе с коренными народами. С какими проблемами приходится сталкиваться?

Говоря о проблемах, которые испытывают коренные малые народы Севера, хотелось бы отметить, что 90% людей безработные, имеют плохие жилищные условия. Инфраструктура в поселках развита очень слабо. Отмечается низкая рождаемость и высокая смертность, слабо развита культура. Среди малочисленных народов очень высокая алкогольная и наркотическая зависимость (даже среди детей). Зачастую здесь нет отделения Сбербанка, больницы или почты. Вместо этого в поселках работают «выездные бригады», в состав которых входят врачи, специалисты УВД, сотрудники ГАИ, представители Гостехнадзора и др.

Северные районы Камчатского края подвержены влиянию сектантов, которые приезжают на снегоходах из Магаданской области и будоражат местное население. Но ввиду того, что сейчас в северных районах появились постоянные священники, во многих поселках сектантов перестали принимать. Так, например, в с. Аянка группу сектантов, приехавших в село для своей миссионерской деятельности, местное население не приняло. Такие моменты радуют. Это уже как раз и говорит о плодах миссионерской работы.


Молодёжный десант

Миссионеры епархии стараются по возможности посещать стойбища оленеводов, доставлять гуманитарную помощь, предметы церковного обихода. Священники часто приезжают в тундру, освящают табуны, крестят детей и проводят беседы. Люди чувствуют заботу о себе.

Ежегодно на Камчатке проходит гонка на собачьих упряжках «Берингия». Местный священник иерей Владислав Ревенок сам участвует в гонке на своих собаках, готовит нарты, помимо этого на местах стоянок совершает различные требы и окормляет православных верующих в отдаленных участках Севера.

Епархия активно сотрудничает с движением «Дружба северян», которая состоит из молодежи коренных малых народов Севера. Движение занимается пропагандой здорового образа жизни. Совместно с этой организацией второй год подряд проводится «Молодёжный десант в родные сёла». Ребята посещают отдаленные поселки края, проводят работу «За здоровый образ жизни», формируют группы молодежного актива. В «десанте» принимает участие руководитель епархиального отдела по работе с молодежью иерей Дмитрий Апатов. В данное время «Молодежный десант» в количестве 9 человек уже второй месяц работает на Севере Камчатки в Пенжинском районе, посещая все сёла и оставаясь в каждом по 10 дней, создает молодежные ячейки, проводит беседы с молодежью, викторины, показывает образовательные фильмы.
Библия на корякском

В 2012 году Институт перевода Библии издал Евангелие от Луки на корякском языке с Вашим предисловием. Будут ли еще подобные издания?

— Большинство представителей коренных малых народов Севера практически не знает родного языка. В школах он преподается факультативно. По заказу епархии Институт перевода Библии осуществил издание Евангелия от Луки на корякском и ительменском языках с параллельным переводом на русский в комплекте с аудиозаписью текста. Тираж издания составил 500 экземпляров корякского и 300 — ительменского текста.

Петропавловская и Камчатская епархия активно сотрудничает с центром перевода Библии на родные языки Севера. В ближайшее время будет осуществляться перевод на корякский и ительменский языки других книг Нового Завета — Четвероевангелия и первых книг Апостола.

Будущие епископы: Филипп Карасукский,
Артемий Камчатский и Николай Ново-Уренгойский

— Комментируя строительство новых храмов на полуострове, Вы наверняка неслучайно привели в пример митрополита Камчатского Нестора (Анисимова). Насколько значима ли фигура владыки Нестора для православных на Камчатке сегодня? Изучается ли его духовное наследие, биография, заложенные им миссионерские традиции?

— Владыка Нестор (Анисимов) (1885—1962 гг.), будучи еще иеромонахом, оставил большой след в жизни Камчаткого полуострова. Он организовал Православное братство в честь Спаса Нерукотворного, которое занималось сбором средств для строительства приходских храмов, школ и больниц на севере Камчатки. Его трудами на севере Камчатского полуострова была организована общинная жизнь. Для Камчатки фигура митрополита Нестора очень значима. Его опыт по устройству приходской жизни используется нами и сейчас. Епархия так же собирает средства для покупки храмов на материке и доставляет их на север Камчатки; в этом году было принято решение о возрождении Камчатского Православного братства.

С 2000-го года А. И. Белашов ведет работу по сбору материалов для канонизации Священным Синодом этого выдающегося миссионера и патриота России. На данный момент более половины работы уже проделано.
Два воинства Руси

— Расскажите о взаимодействии епархии с вооруженными силами на Северо-востоке России. Как на практике реализуется соглашение, заключенное между епархией и военными?

Камчатка — особый регион России. Это восточный форпост нашей Родины. Здесь базируется эскадра атомных подводных крейсеров стратегического назначения, северо-западное управление пограничных войск, которому подконтрольна самая протяженная водная граница — 6500 км, а так же сотни других частей.

Кроме вышеперечисленных военных структур, наша епархия окормляет работников полиции, МЧС и других силовых структур. Для этого создан епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и силовыми структурами. 5 священников этого отдела окормляют воинские части, проводят лекции, присутствуют практически на всех торжественных мероприятиях.



Постоянно происходят освящения кораблей, знамен. Недавно Петропавловской и Камчатской епархией был передан в дар подводной лодке переносной иконостас, на ПСКР «Орел» была устроена и освящена часовня.

21 февраля 2014 года, в конференц-зале Епархиального управления вместе с командующим войсками и силами Северо-Востока Лииной Виктором Николаевичем мы подписали соглашение о сотрудничестве. Этот документ лишь упрочил наши отношения, которые сложились за эти годы.

В России всегда были и есть два воинства. Первое — это ратное, защищающее Отечество силой оружия, второе — духовное, которое защищает дух нашего народа силой креста и молитвы. И когда эти силы будут крепки в своем единении, тогда и Россия будет единой, крепкой и непобедимой на все века.

— Владыка, в чем Ваша самая большая радость?

— Если те дела, которые останутся после меня, будут полезны людям, это и будет моей самой большой радостью.

— К какой книге или автору Вы возвращаетесь чаще всего?

— В мире очень много достойных писателей и произведений, написанных ими, но я считаю, что книга, к которой должен чаще всего возвращаться христианин — это Евангелие. Это книга всех книг — я даже с ней не разлучаюсь. И каждый поступок человека должен согласовываться с евангельской истиной.

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в голосовании по поправкам к Конституции Российской Федерации

Отправлено 28 июн. 2020 г., 21:01 пользователем Ксения Ванакова


25.06.2020 

25 июня 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в общероссийском голосовании по поправкам к Конституции Российской Федерации.

В Патриаршую и Синодальную резиденцию в Даниловом монастыре прибыли председатель и секретарь Участковой избирательной комиссии № 1754 (3-й Павловский пер., 14).

В бюллетене в виде бланка с вопросом «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?» Святейший Патриарх Кирилл поставил знак напротив выбранного решения и опустил бюллетень в ящик для голосования.

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви обратился со словом к присутствующим журналистам:

«В связи с сегодняшним голосованием хотел бы сказать несколько слов. Мы голосуем за поправки в Основной закон Российской Федерации, которые имеют очень глубокое мировоззренческое значение и могут привести к важным духовным и нравственным переменам в жизни нашего народа.

В первую очередь имею в виду поправку, в которой упоминается Бог. Впервые за весь послереволюционный период народ голосует за такую поправку в Конституцию нашей страны. Для верующих людей Бог — это абсолютная ценность. Ну, а люди, которые не разделяют религиозных убеждений, тоже могут смело голосовать за эту поправку, потому что без абсолютной ценности нет точки отсчета. Мы всегда делаем выбор между добром и злом, но для того чтобы сделать этот выбор, нужно ясно понимать, что такое добро и что такое зло. Так вот, для неверующих людей Бог и должен отождествляться с добром. А верующие люди, с полным осознанием важности упоминания Бога, будут, думаю, с особым чувством голосовать сегодня за эту поправку.

Хотел бы также сказать, сколь важной является поправка, которая утверждает историческую преемственность современной России, и не только от СССР. Думаю, когда мы говорим об исторической преемственности, речь идет о всей тысячелетней истории России, и это важно для национального самопонимания. Мы не люди, свалившиеся на историческую арену откуда-то из небытия. Через наших родителей, через нашу культуру, через искусство, через веру мы связаны с многими-многими поколениями, которые нам предшествовали. Это говорит об очень важном, потому что в ходе революционных событий XX века эту преемственность пытались разрушить: "До основания разрушим старый мир и новый мир построим". Когда мы сегодня голосуем за эту поправку, мы свидетельствуем о том, что связываем сегодняшнюю Россию со всей тысячелетней историей нашего Отечества.

Мне бы хотелось сказать еще несколько слов о семейных ценностях, которые отображаются в Конституции, о том, что брак есть союз мужчины и женщины. Знаем, насколько это утверждение сегодня важно. Наверное, еще 20-30 лет назад никто бы не подумал, что такие темы следует обозначать в Основном законе. Но сегодня брак ставится под сомнение, а если разрушается брак, разрушается семья; если разрушается семья, разрушается нравственное начало. Поэтому утверждение о том, чем является брак, можно признать очень важной инновацией, за которую, думаю, с радостью проголосует абсолютное большинство нашего народа.

Можно и дальше перечислять многое из того, что сегодняшняя Конституция открывает для граждан России, и очень надеюсь, что Основной закон станет действительно основой для дальнейшего развития российского законодательства, а вместе с тем будет содействовать общему развитию — духовному, нравственному, материальному — нашего Отечества».

Видео YouTube


Акция «Свеча памяти» началась с молитвы по усопшим в годы войны

Отправлено 22 июн. 2020 г., 19:53 пользователем Ксения Ванакова

Текст и фото: Мария Храмцова

22.06.2020



22 июня 2020 года в Хабаровске прошла патриотическая акция, посвященная Дню памяти и скорби. Перед началом акции перед главным храмом края – Спасо-Преображенским кафедральным собором - клириками епархии была совершена заупокойная лития «по всем вождям и воинам», погибшим на полях сражений, отдавшим свою жизнь за Родину. После чего были возложены цветы к Мемориальному комплексу «Вечный огонь».

Прошло уже 79 лет со дня начала Великой Отечественной Войны, всё дальше от нас события того 1941-го года, но наша память и по сей день не даёт забыть то, что пришлось пережить нашему народу.

В акции приняло участие духовенство Хабаровской епархии Русской Православной Церкви: секретарь епархии иеромонах Николай (Белозёров), настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора протоиерей Георгий Сивков. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением регента Анны Зайцевой. Так же в мероприятии участвовали: губернатор Хабаровского края Сергей Фургал, заместитель командующего войсками Восточного военного округа генерал – лейтенант Сергей Севрюков, заместитель командующего Восточного военного округа войск национальной гвардии Российской Федерации генерал – майор Эдуард Русаков, председатель Законодательной Думы Хабаровского края Ирина Зикунова, исполняющий обязанности мэра города Хабаровска Ирина Шапиро.

- Сегодня особенно важно помнить страшные уроки истории и ту цену, которую заплатил наш народ за Великую Победу и мирное будущее. В этот день начала Великой Отечественной войны мы совершили заупокойную литию по всем вождям и воинам, жизнь свою за веру и Отечество положивших. Мы помолились за всех, кто погиб в плену от болезней и ран, кто трудился победы ради, не жалея себя, - прокомментировал акцию отец Георгий.

Напомним, что акция «Свеча памяти» проходит во всех регионах нашей страны не первый год, объединяя краевые и городские власти, представителей силовых и военных структур, патриотические организации и всех, кому дорога память о подвиге нашего народа.


В годовщину начала Великой Отечественной войны предстоятель Русской Церкви возложил венок к могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены

Отправлено 22 июн. 2020 г., 19:49 пользователем Ксения Ванакова   [ обновлено 22 июн. 2020 г., 20:01 ]

Москва, 22 июня 2020 г.


22 июня 2020 года, в День памяти и скорби — 79-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок от Русской Православной Церкви к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского кремля, сообщает Патриархия.ru.

В памятной церемонии приняли участие: Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион; управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий; председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност; наместник Сретенского ставропигиального монастыря архиепископ Верейский Амвросий; наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт; епископ Серпуховской Роман; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома; епископ Луховицкий Петр; председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим; первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, наместник Донского ставропигиального монастыря епископ Бронницкий Фома; заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва; наместник Данилова ставропигиального монастыря епископ Солнечногорский Алексий; председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков; наместник Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря архимандрит Феофилакт (Безукладников); наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря архимандрит Павел (Кривоногов); наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря игумен Петр (Еремеев); заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа); настоятельницы женских монастырей, московское духовенство.

После возложения венка, минуты молчания и исполнения военным оркестром Гимна России Святейший Патриарх, иерархи, духовенство и монашествующие Русской Православной Церкви возгласили «Вечную память» «вождем и воином, за веру и Отечество наше жизнь свою положившим».

Затем состоялся марш роты почетного караула 154-го отдельного комендантского Преображенского полка.

Святейший Владыка обратился со словом к офицерам и солдатам роты почетного караула:

«Победа досталась нашему народу путем положения на алтарь Отечества многих и многих человеческих жизней. Но через эту жертву, принесенную в первую очередь воинами Отечества нашего, мы обрели надежный мир и свободу. Благодаря той самой Победе современная Россия имеет возможность, развивая традиции, доставшиеся нам из прошлого, устремляться в будущее. У нас есть будущее только потому, что в прошлом наши отцы и деды завоевали для нас такую возможность.

Мы должны оставаться достойными того героического поколения, которое завоевало свободу. И мы должны быть способными решать те проблемы, которые сегодня возникают в жизни общества, а иногда в нашей личной жизни — так же спокойно, мужественно и так же благородно, как добыли Победу наши отцы и деды.

Пусть Господь благословляет Вооруженные силы, Отечество наше и каждого, кто посвятил свою жизнь служению ему!»

В завершение Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к иерархам, духовенству и монашествующим:

«Дорогие владыки, отцы, матушки игумении!

Всех сердечно поздравляю с праздником Победы и, как видно по всему, с приближением окончания нашей вынужденной разлуки. Из всего мы призваны извлекать пользу и для души, и для тела; но в данном случае, в первую очередь, для души. Думаю, что и карантин, который был неожиданно объявлен и через который мы все прошли, следовало использовать для молитвы, для размышлений, для оценки нашей жизни и для решения тех проблем, которые порой мешают нам идти вперед по избранному пути. И, конечно, размышления о жизни страны, жизни народа могли быть очень своевременными в дни карантина, и, надеюсь, многие из нас об этом думали, соединяя свои размышления с молитвой.

В этот день я хотел бы сердечно пожелать всем вам доброго здоровья, крепости сил, а в данном случае пожелание здоровья — это не формальность, но от сердца проистекающее пожелание, чтобы каждый имел силы и крепость продолжать свое служение Церкви нашей и Отечеству нашему. Многая и благая лета!»



22 июня 2020 г.

Настоятель строящегося храма иерей Константин Хабибов встретил миссионерскую группу из Хабаровской епархии

Отправлено 15 июн. 2020 г., 20:58 пользователем Ксения Ванакова


Информационный отдел Хабаровской епархии

15.06.2020

13-14 июня 2020 года секретарь Хабаровской епархии иеромонах Николай (Белозеров) совершил миссионерскую поездку в отдаленные приходы Хабаровской епархии.

В поездке иеромонаха Николая сопровождали инокини женского монастыря первоверховных апостолов Петра и Павла ( с. Петропавловка), руководитель отдела культуры Хабаровской епархии Юлии Алексеевой и солистка детского центра «Радуга талантов» Варвара Литвинцева.

Для поклонения верующим миссионеры привезли икону с мощами святителя Луки Крымского, а юная солистка порадовала местных жителей своим талантом.

Первый населенный пункт, который посетила миссионерская группа, стал поселок Эльбан. В строящимся храме святого великомученика Георгия Победоносца миссионеров встретил настоятель храма иерей Владимир Ермаков. В храме был совершен молебен перед иконой с мощами святого. Местные жители, которых немало собралось в храме в субботний день, с большой радостью встретили святыню.

После молебна, пообщавшись с прихожанами, учениками воскресной школы, миссионерский десант направился в город Амурск, где отец Николай совершил Всенощное бдение в храме прп. Серафима Саровского. Ему сослужил настоятель храма протоиерей Алексей Лавренюк. У жителей Амурска также была возможность помолится и приложится к иконе с мощами святителя.

Рано утром 14 июня, выехав из города Амурска, группа направилась в село Вознесенское, где их ожидали настоятель строящегося храма в честь Вознесения Господня иерей Константин Хабибов и верующие села. Так как в Вознесенском пока нет храма, поэтому Божественную литургию совершили на крыльце Дома культуры. Богослужебные песнопения исполнили инокини Петропавловского монастыря.

На Литургии присутствовали все верующие села, а также глава поселения Лилия Геннадьевна Калиниченко, она и была инициатором строительства будущего храма в Вознесенском.

После Богослужения секретарь Хабаровской епархии обратился к собравшимся, поздравив с праздником Всех святых и выразив надежду, что в скором времени, силами всех сельчан и благотворителей, в этом живописном уголке на краю России появится красивый храм, который станет центром духовной поддержки для местного населения.

Все желающие, также смогли приложиться к иконе святителя Луки Крымского. Для многих жителей села, такое торжественное богослужение и привоз мощей – это значимое событие, которое здесь большая редкость, ведь, не всякий может вот так запросто приехать в Хабаровск и поклониться святыням.

- Конечно, это большая радость для нас, - говорит жительница села Людмила. – Мне бывает, что и в магазин дойти трудно, а тут собрала силы и пришла, чтобы помолится, причастится и поклониться святому Луке, я его очень люблю и почитаю. Но я совсем не ожидала, что будет ещё и концерт. Такого праздника у нас давно не было. Я благодарна всем, кто приехал к нам. Такие силы и настроение появилось. Для нас очень важно, что мы не забыты в глубинке.

После праздника состоялась благотворительная акция, иерей Константин Хабибов привёз в село для всех нуждающихся детские и взрослые вещи.


В Подмосковье верующим разрешили посещать храмы вне богослужений, а службы будут проходить на улице

Отправлено 31 мая 2020 г., 21:23 пользователем Ксения Ванакова


Фото: Олег Варов/foto.patriarchia.ru


В Московской области верующим разрешили посещать храмы во вне богослужебное время, а сами службы с участием прихожан пока будут проходить под открытым небом, об этом сообщил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.


Данные решения приняты с учетом того, что эпидемия коронавирусной инфекции еще не окончена. При этом нет никаких канонических нарушений в совершении богослужений под открытым небом.

– … Главный государственный санитарный врач Подмосковья Ольга Михайловна Микаилова сообщила мне о первом этапе снятия ограничительных мероприятий в связи с эпидемией коронавируса. Согласно этому решению, нашим верующим разрешается посещать храмы на территории Московской области в небогослужебное время, а богослужения мы можем совершать на воздухе, около наших храмов, при соблюдении всех санитарных предписаний, – сказал владыка Ювеналий в воскресенье 31 мая после Литургии в Успенском храме Новодевичьего монастыря, передает у себя в Telegram-канале Рабочая группа при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Митрополит выразил радость по поводу того, что «Господь внял нашим молитвам, нашему терпению и смирению, и что теперь в храмах и обителях Московской епархии мы вновь будем молиться вместе с нашими прихожанами».

– Богу содействующу, в праздник Святой Троицы я совершу богослужение в Коломне, на соборной площади, и буду иметь счастье общения с нашими прихожанами, которые истомились по совместной молитве. Я поздравляю вас с праздником и призываю на всех Божие благословение. Храни вас всех Господь! – заключил владыка Ювеналий.

Материалы сайта Фома.ру

1-10 of 252