Дом для иконы Свято-Елизаветинского храма

Отправлено 12 июн. 2020 г., 01:35 пользователем Ксения Ванакова   [ обновлено 15 июн. 2020 г., 19:11 ]

Задумывались ли Вы когда-нибудь, глядя на резные киоты в нашем храме, каким образом создаются эти, не побоимся этого слова, произведения плотницкого искусства?

В Свято-Елизаветинском храме вновь убрали несколько икон в новые обрамления. Украшенных деревянными кружевами киотов удостоились иконы ве­ли­ко­му­че­ника Георгия Победоносца,  ве­ли­ко­му­че­ника и целителя Пантелеймона, ве­ли­ко­му­че­ника Дмитрия Солунского и Архангела Михаила.

Давайте рассмотрим этапы создания и установки киотов для нашего прихода.

Как известно, православная икона – это не просто портрет святого или иллюстрация к событиям Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное. Защитить от внешнего воздействия этот хрупкие священные предметы призваны киоты – специальные деревянные ящики с лицевой стороны закрытые стеклом, своего рода "дом" для иконы.

Первые подобные божницы для икон возникли еще на заре христианства. По преданию, Скрижали Завета хранились в деревянном, обитом золотом киоте, или Ковчеге, созданном Моисеем. 

Данное изделие является не только защитой иконы, но и служит ее зрительным обрамлением, поэтому к каждой иконе применяется индивидуальный подход, а сам процесс создания киотов подчиняется определенным правилам.

Внутри деревянной конструкции должен быть создан определенный микроклимат, чтобы внешняя температура и сырость не погубили икону. Киот изготавливается из дерева, которое естественным образом «дышит» через волокна, чем обеспечивается постоянная микроциркуляция воздуха, который не застаивается, и соответственно деревянное изделие не требует проветривания. Засчет буферного микроклимата создаются благоприятные условия для сохранения иконы от повышенной влажности, прямых солнечных лучей, перепадов температуры, сквозняков, копоти.

Ни в коем случае нельзя пытаться вставить икону в неподходящий по размеру киот,  икона должна свободно помещаться в созданное для нее обрамление.

С учетом всех вышеперечисленных и многих других нюансов, создается уникальное изделие из дерева. При проектировании составляется не только эскиз, но и прорабатываются все мельчайшие детали.

Особенный этап - резьба – процесс сложный, трудоемкий, требующий особой скрупулезности, внимания. Для создания резных деталей одновременно используются традиционные методики резьбы и современные высокотехнологичные решения.

Когда киот готов, он маркируется, надежно пакуется для перевозки, отдельно  укладываются хрупкие детали, и все доставляется в храм.

После того, как киот доставят в помещение Свято-Елизаветинского прихода, необходимо освободить место для его установки. С величайшей аккуратностью снимается икона и ее временное обрамление. Все детали нового "дома" для иконы надежно закрепляются. На киоте фиксируют венчающий изделие резной крест, и деревянная конструкция монтируется на стену. Также бережно икону вставляют в киот и надевают дверцу. В заключение приклеиваются два резных креста сверху на углах.

И вот еще четыре иконы радуют прихожан своим великолепным убранством. Теперь глядя на прекрасные киоты украшающие и сохраняющие рукописные иконы, Вы будете знать, сколько этапов пришлось пройти этим  предметам церковной утвари, прежде чем они появились в нашем храме.























\


Comments